Обеспечение прав меньшинств возможно только в ситуации, когда есть бесспорное большинство. Именно его культура создает пространство, в котором все находятся в безопасности.
13 комментариевРассекречен план ФБР на случай советского вторжения в Аляску
Согласно рассекреченным документам ФБР и ВВС США, американское правительство в первые годы холодной войны создавало агентурные сети среди гражданского населения Аляски, опасаясь вторжения советских войск.
Сверхсекретный проект под кодовым названием «Корыто» (Washtub) просуществовал с 1951 по 1959 год. Он был инициирован директором ФБР Эдгаром Гувером, а руководило операцией только что созданное Управление специальных расследований ВВС США, возглавляемое бывшим сотрудником ФБР Джозефом Кэрроллом, передает РИА «Новости» со ссылкой на Associated Press.
В правительстве США эта операция была известна и под другими названиями, в числе которых «Корпускула», «Стигматик» и «Кэтбот». В ФБР проект имел собственное кодовое название STAGE.
США опасались, что «вторжение будет происходить с воздуха и включать бомбардировки и сброс десанта», как говорится в одном из документов ФБР. Наиболее вероятными целями виделись города Ном, Фэрбенкс, Анкоридж и Сьюард.
Согласно секретному плану, проработанному до мельчайших деталей, при вторжении СССР агенты в ключевых населенных пунктах Аляски должны были спрятаться, а затем пробраться к тайникам с пищей, теплой одеждой, средствами для кодирования сообщений и радиоаппаратурой. Из этого укрытия они должны были передавать сведения о передвижении противника.
Чтобы возместить возможные жертвы среди разведчиков-жителей Аляски, были подготовлены резервные агенты за пределами штата. Их предполагалось забрасывать на оккупированную территорию Аляски с воздуха.
Среди завербованных жителей Аляски были судьи, врачи, почтмейстеры, охотники, рыбаки. Их обучали прыжкам с парашютом, шифровке и дешифровке сообщений, но обучение не всегда проходило гладко. «Для обитателей глуши эту задачу практически невозможно освоить за 15 учебных часов», – констатировал один из документов.
При этом за агентами следили: к примеру, ФБР брало на карандаш тех, кто подписывался на журнал Soviet Russia Today или как-то проявлял интерес к коммунизму.
Аборигенов не вербовали: эскимосов, индейцев и алеутов следовало «избегать ввиду их склонности к злоупотреблению спиртными напитками и безразличия к законным властям и политическим системам... Их заботит прежде всего выживание, и они будут лояльны любой установившейся власти».
Согласно документам, вербовщики должны были предлагать потенциальным агентам 3 тыс. долларов ежегодно (около 30 тыс. долларов в современном эквиваленте). С началом вторжения противника эта сумма должна была удваиваться.
Интересно, что с внедрением первых агентов в сентябре 1951 года Эдгар Гувер отошел от операции, передав проект Управлению специальных расследований ВВС. Гувер опасался, что с началом военных действий на Аляске вся ответственность ляжет на плечи ФБР. «В случае кризиса мы окажемся посреди нового Перл-Харбора, и часть вины ляжет на нас. Немедленно убираться», – написал в то время Гувер на полях записки, переданной ему подчиненным.
Однако три года спустя Гуверу пришлось ненадолго вернуться к этой операции. В октябре 1954 года жительница Анкориджа получила анонимное зашифрованное послание и передала его ФБР. Спецслужбы бросились искать иностранного шпиона, но в итоге выяснилось, что таинственное послание (которое, кстати, ФБР не удалось расшифровать) было учебным и его отправил один из агентов операции «Корыто».