Когда после радостного улюлюкания медиа Европы по поводу начала обстрелов ракетами типа ATACAMS вглубь российской территории в ответ прилетело что-то непонятное и очень быстрое, наступила информационная тишина. Будем считать это началом фазы «отрицание».
16 комментариевВетеран ФСБ назвал позволившие полковнику МВД Дагестана годами работать на террористов причины
«Это серьезный провал службы собственной безопасности, которая должна вовремя находить людей, которые в полицейских структурах работают не на российское государство, а на террористов», – заявил газете ВЗГЛЯД подполковник ФСБ в отставке Алексей Филатов, комментируя арест начальника дагестанского отдела полиции Гази Исаева по обвинению в пособничестве террористам.
«Произошло очень серьезное ЧП, уверен, что будут сделаны очень серьезные выводы и последует большая чистка рядов дагестанской полиции и других силовых служб», – считает подполковник ФСБ в отставке, вице-президент международной антитеррористической ассоциации «Альфа» Алексей Филатов.
«Уверен, что будут найдены все виновные, выдвигавшие Гази Исаева на эту должность, продвигавшие его по службе; наказание также понесут офицеры управления безопасности дагестанской полиции. В данном случае свою роль сыграли особенности Северного Кавказа, где развито родственное кумовство, тейповые связи. Это большая беда всех систем власти на Кавказе», – посетовал он.
Что касается улик, которые, предположительно, позволили Следственному комитету разоблачить «крота» спустя десять лет после терактов в Москве, в причастности к которым подозревается полковник МВД Гази Исаев, то Филатов не исключает, что полковник уже давно находился под колпаком.
«Мы не знаем точно, какие именно доказательства появились в уголовном деле. Неизвестно и то, сколько времени Гази Исаев служил, уже будучи под оперативным наблюдением. Это мог быть месяц, а может, несколько лет, – отметил Филатов. – Есть оперативная целесообразность, когда выявленный «крот» продолжает службу, он держится под наблюдением как можно дольше – чтобы максимально выявить все его связи. Через него можно сливать какую-то липовую информацию, чтобы вести его подельников по ложному пути».
«Как работали с Исаевым, когда он находился под наблюдением уже как установленный «крот», мы не знаем и вряд ли когда-нибудь узнаем. Все процессуальные действия по Исаеву, скорее всего, пройдут в закрытом режиме», – сказал ветеран ФСБ.
«Предъявленное Гази Исаеву обвинение очень серьезное. Это не просто участие в террористической группировке, это измена Родине. После теракта в Москве он более десяти лет служил в органах, значит, наверняка спас жизни многим боевикам из «Имарата Кавказ*» и ИГИЛ* (организации, запрещенные в России), по следам которых шли наши спецназовцы. Можно не сомневаться, что спасенные Исаевым террористы потом убили десятки, а может, и сотни ни в чем не повинных людей», – отметил собеседник.
Генерал-майор внутренней службы МВД в отставке Владимир Ворожцов напоминает, что война с террором на Кавказе не прекращается, поэтому бандпополье будет и впредь внедрять своих агентов в ряды правоохранителей. «Войны на Кавказе сейчас нет, но террористическая активность из региона никуда не исчезла. Борьба продолжается. Да, похоже, неплохие как профессионалы оперативники в Дагестане проглядели среди своих коллег пособника боевиков. Но такие случаи в органах уже бывали, и не раз», – сказал генерал.
«Террористические организации одной из своих главных целей ставят вербовку в свои ряды представителей силовых структур – это как наиболее ценные их кадры. Агенты глубокого внедрения – золотой фонд всех криминальных и террористических структур. Их обычно берегут как зеницу ока, хорошо оплачивают и хорошо охраняют их секрет», – говорит генерал-майор внутренней службы МВД в отставке Владимир Ворожцов.
«В принципе, в том, что полковник полиции в Дагестане оказался сторонником «Имарата Кавказ», ничего странного нет. С конца 90-х годов идеи «джихада» в этой республике и в соседней Чечне были широко распространены. При этом реальной системной борьбы с ними в республике тогда не велось. С тех пор террористические элементы сохранили на Северном Кавказе глубокую законспирированную инфраструктуру как внутрироссийского, так и международного плана. Так что российский правоохранитель в этом регионе должен быть готов к тому, что в его профессиональном окружении может таиться хитрый и опасный враг», – говорит генерал.
Ворожцов вспоминает, как в 1996 году во время войны в Чечне сталкивался с тем, что «кроты» в структурах МВД в республике действовали на высоком уровне. «Мы знали, что они есть, поскольку секретная информация попадала к дудаевцам, однако разоблачить всех наверняка так и не удалось», – вспоминает собеседник.
Однако Ворожцов выразил сомнение в необходимости какой-то экстренной массовой «чистки» дагестанской полиции. «Выявлять агентов террористов внутри силовых структур очень трудно. Здесь просто нужна нормальная системная работа», – пояснил Ворожцов.
В понедельник Следственный комитет сообщил о том, начальнику дагестанского отдела полиции, полковнику МВД Гази Исаеву предъявлено обвинение по делу о терактах в московском метро, в результате которых погибло 39 человек. По данным СК, Исаев входил в террористическую группировку «Имарат Кавказ», а в марте 2010 года лично привез на автостанцию Кизляра одну из смертниц, которая позже взорвала себя в московском метро. «В 2009–2010 годах, используя служебное положение, Гази Исаев предоставлял информацию руководителям преступного сообщества о деятельности Кизлярского РОВД и специальных операциях против незаконных вооруженных формирований», – говорится на сайте ведомства. По данным следствия, Исаев неоднократно лично перевозил руководителей структурных подразделений преступного сообщества по территории Дагестана.
Ранее ФСБ сообщила, что член «бандгруппы Вагабова», причастной к теракту в московском метро в 2010 году, был задержан в Дагестане.
Вечером в понедельник Басманный суд Москвы заключил под стражу Исаева. «Он не признает вину и считает свое уголовное преследование местью за служебную деятельность. Мы будем обжаловать решение суда о заключении Исаева под стражу», – сказал его адвокат Эльдар Хастинов. По словам адвоката, уголовное дело построено на показаниях лиц, которых он сам помог привлечь к ответственности за терроризм.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ