Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
3 комментарияСкульптор описал символическое значение Ржевского мемориала
«Памятник явно перекликается с известным стихотворением Расула Гамзатова «Журавли» и песней Яна Френкеля на эти стихи», – сказал газете ВЗГЛЯД скульптор Салават Щербаков, комментируя открытие мемориала Советскому солдату во Ржеве. На фоне многих монументов, созданных в «суровом стиле» соцреализма, новый монумент отличается лиричностью, считает Щербаков.
«Такие монументы не рождаются просто так. Это объект, у которого как бы есть субъект восприятия именно в настоящее время. То есть памятник появился в нужное время в нужном месте», – сказал народный художник России, академик Российской академии художеств, скульптор Салават Щербаков.
Народный художник России уверен, что сам масштаб Ржевской битвы настолько огромен, что, безусловно, требовал какого-то большого монументального воплощения. «Памятник – это веха из прошлого в будущее, указание потомкам задуматься о том, откуда они и что сделали для них их предки, погибшие здесь. Это же и побуждение внимательно прочесть историю той войны. Ржевский монумент в этом смысле, по-моему, вполне искренний», – говорит скульптор.
По сравнению со многими известными советскими монументами, например на фоне скульптуры, посвященной подвигу панфиловцев у разъезда Дубосеково, фигура солдата во Ржеве – душевнее, лиричнее, признал Щербаков. «Памятник явно перекликается с известным стихотворением Расула Гамзатова «Журавли» и песней Яна Френкеля на его стихи», – отмечает Щербаков.
Просто в советскую эпоху, когда создавался мемориал в Дубосеково, господствовал так называемый суровый стиль как часть большого стиля соцреализма. Тогда тоже был свой поиск и свои открытия. Но сейчас искусство другое – оно меньше привязано к некоему стилистическому единству, и у скульпторов в этом смысле меньше связаны руки», – подчеркивает собеседник.
Исходя их этого, Щербаков выводит душевность таких скульптур, как ржевский монумент, из «народного мышления». «Думаю, что это более свойственно сегодняшнему дню – вспоминать стихотворение Гамзатова. В 60-х на него, конечно, не опирались бы», – полагает скульптор.
«Ржевские события – сами по себе гигантские по значению. Это уже гарантирует, что люди будут приезжать сюда, будут вспоминать, – говорит Салават Щербаков. – Так что, учитывая внушительный размер статуи, у нее есть все шансы, чтобы отпечататься в сознании людей как символ этого места».
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, во вторник президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко приняли участие в открытии Ржевского мемориала Советскому солдату. Путин признался, что мемориал ему очень понравился, с ним согласился и Лукашенко. Лидеры пообщались с авторами проекта – скульптором Андреем Коробцовым и архитектором Константином Фоминым, передает ТАСС. Коробцов и Фомин рассказали, что вдохновением для работы послужило стихотворение Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом». Задачей они назвали «растворение монумента в воздухе» – они пытались «оторвать» фигуру от земли. Уникальность монумента, по их словам, в том, что у него нет постамента – 25-метровая скульптура «вырастает» из кургана. Общий вес монумента – около 200 тонн.
Памятник создавался Российским военно-историческим обществом (РВИО) при поддержке Союзного государства России и Белоруссии, министерства культуры и правительства Тверской области без использования средств федерального бюджета, две трети средств – это пожертвования граждан и различных организаций, пишет «Спутник».
«Я хорошо знаю Андрея Коробцова: он учился в нашей академии и я был у него руководителем диплома. Он всегда был позитивным парнем, и сейчас мы видим его явный профессиональный рост. Я его успел поздравить еще тогда, когда памятник устанавливался и нас приглашали сделать некую экспертную оценку. И, конечно, поздравил его еще раз и сегодня», – подытожил академик Щербаков.
«Это один из лучших памятников, который был возведен за последнее время. Его можно сравнить с монументом «Родина-мать» в Волгограде, с памятником «Тыл – фронту» в Магнитогорске и Трептов-парком в Берлине. Таково мнение и людей старшего поколения, с которыми я общался», – рассказал газете ВЗГЛЯД научный директор РВИО Михаил Мягков.
Деньги на памятник, по его словам, «собирали всем народом». «Кто-то дал десять тысяч, кто-то двадцать, кто-то – миллион. Но большую роль сыграло Союзное государство России и Белоруссии, которое выделило достаточно большие деньги», – пояснил историк.
«Очень душевный памятник. Это дань памяти погибшим и в то же время дань нашей Победе. При этом памятник стал символом восстановления исторической справедливости. До последнего времени Ржевская битва считалась забытой. А ведь она во многом определила нашу победу в Сталинграде, которая так или иначе ковалась в том числе и на Ржевском плацдарме. Теперь же все было сделано для того, чтобы все четыре операции стали символом наших успехов в 1942–1943 годах», – сказал историк.
«Всего Ржевскую битву следует разделить на четыре операции: Ржевско-Вяземская наступательная операция, оборонительная операция Калининского фронта в районе города Белого, Ржевско-Сычевская наступательная операция и вторая Ржевско-Сычевская наступательная операция «МАРС». Да, потери наши были гигантскими: 1,3 млн человек. Но и немцы потеряли очень много, а кроме того, они не смогли перебросить отсюда свои части к Сталинграду», – сказал научный директор РВИО.