Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
5 комментариевГлава минобороны Польши: Вторую мировую спровоцировал российско-немецкий союз
Вторую мировую войну спровоцировал «российско-немецкий союз» – пакт Молотова–Риббентропа, заявил глава минобороны Польши Антоний Мачеревич во время мероприятий по случаю 77-й годовщины начала Второй мировой войны.
«Этой войны, этой страшнейшей драмы не было бы, если бы не российско-немецкий союз, если бы не пакт Молотова–Риббентропа, если бы не заговор Гитлера и Сталина. Это – истина, которую всегда должны помнить – Польша, Европа и мир. Нет большей угрозы, чем заговор тоталитаризмов против свободы, против мира», – приводит его слова РИА «Новости» со ссылкой на интернет-портал wPolityce.
Любопытно, что министр говорит о «российско-немецком», а не «советско-немецком» союзе.
Только польская армия во всей Европе имела столько силы, решимости и мужества, чтобы противостоять обоим захватчикам
Мачеревич подчеркнул, что, по его мнению, только польская армия во всей Европе «имела столько силы, решимости и мужества, чтобы противостоять обоим захватчикам», а поляки были единственным народом, «отвергающим все предложения коллаборации».
Напомним, что на самом деле польское сопротивление длилось недолго. Немецкие войска начали наступление на Польшу 1 сентября 1939 года. В первый же день наступления немецкая авиация уничтожила большую часть польской авиации на аэродромах, создав условия для стремительного продвижения сухопутных войск. Она сделала невозможным организованное завершение мобилизации польских вооруженных сил и крупные оперативные перемещения по железной дороге, а также серьезно нарушила управление и связь противника. На третий день польские ВВС прекратили существование.
Очаги сопротивления поляков подавлялись один за другим. 27 сентября пала Варшава, на следующий день – Модлин. 1 октября капитулировала балтийская военно-морская база Хель. 6 октября капитулировал последний очаг организованного польского сопротивления в Коцке.
Также стоит напомнить, что в сентябре 1938 года было подписано Мюнхенское соглашение, предусматривавшее насильственное отторжение от Чехословакии и передачу Германии Судетской области и пограничных с Австрией районов, а также передачу Польше Тешинского района. Причем Польша грозилась немедленно объявить войну СССР, если он попытается направить войска через польскую территорию для помощи Чехословакии.
Договор о ненападении между СССР и Германией был подписан 23 августа 1939 года в Москве председателем Совета народных комиссаров СССР министром иностранных дел СССР Вячеславом Молотовым и министром иностранных дел Германии Иоахимом фон Риббентропом сроком на десять лет. Инициатором договора выступила германская сторона.
Советское правительство, убедившись в ходе Московских советско-англо-французских переговоров 1939 года в нежелании западных стран на деле сотрудничать с СССР в организации совместного отпора фашистской агрессии и опасаясь создания единого антисоветского фронта, было вынуждено искать альтернативный путь обеспечения безопасности страны, приняв германское предложение о заключении договора о ненападении.
Пакт и подписанные вместе с ним секретные протоколы развязали руки Германии, которая 1 сентября 1939 года вторглась в Польшу и в кратчайшие сроки беспрепятственно заняла ее западные районы. 17 сентября на входившие в состав Польши территории Западной Украины и Западной Белоруссии были введены советские войска. Таким образом, был осуществлен предусмотренный секретными протоколами раздел сфер влияния между Германией и СССР.
Договор о ненападении от 23 августа 1939 года, равно как и другие советско-германские договоренности, в соответствии с нормами международного права утратил силу в момент нападения Германии на СССР, то есть 22 июня 1941 года.
24 декабря 1989 года II Cъезд народных депутатов (СНД) принял постановление «О политической и правовой оценке советско-германского договора о ненападении от 1939 года», официально осуждающее договор как заключенный «в противоречии с суверенитетом и независимостью ряда третьих государств» и признавшее его юридически несостоятельным и недействительным с момента подписания.
Мачеревич часто выступает с антироссийскими высказываниями. Так, он призывал относиться к России «как к самой большой угрозе для Европы и мира».