ВС напомнил, что ликвидация должника – юридического лица, в том числе из-за завершения конкурсного производства, не прекращает поручительство, если кредитор до ликвидации предъявил в суд требование к поручителю, передает РАПСИ.
Также не избавляет от поручительства освобождение гражданина – должника от дальнейшего исполнения обязательств в рамках дела о его банкротстве, если кредитор предъявил требование к поручителю до такого решения.
Верховный суд также отметил приоритет требований кредиторов перед требованиями поручителей должника.
Так, в деле о банкротстве должника по основному обязательству требование предоставившего частичное исполнение поручителя и требование кредитора в непогашенной части учитываются в реестре как единое консолидированное требование. Поступившие средства сначала идут на погашение требования кредитора по основному обязательству, а в случае полного погашения консолидированного требования – поручителю, поясняет высшая инстанция.
Права кредитора в деле о банкротстве по консолидированному требованию осуществляет кредитор. Число голосов, принадлежащих кредитору по основному обязательству на собрании кредиторов, определяется исходя из общего размера всего консолидированного требования, при этом поручитель вправе участвовать в собрании кредиторов, но права голоса он не имеет, уточнил ВС.
Вместе с тем поручитель имеет право на обжалование действий (бездействия) арбитражного управляющего, на оспаривание сделок должника, привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности и так далее, пояснили в судебной инстанции.
Если требование поручителя, частично выплатившего долг, признано судом подлежащим удовлетворению в очередности, предшествующей распределению ликвидационной квоты, такое требование не подлежит консолидации с оставшимся непогашенным требованием кредитора, все права по нему поручитель осуществляет самостоятельно.
Помимо этого, ВС напомнил, что изменение основного обязательства без согласия поручителя не влечет увеличения его ответственности.