Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
29 комментариевВ Общественной палате подняли вопрос об ответственности социальных сетей за распространение фейков
«Происходит не только вбрасывание фейков, идет пропаганда, манипуляции. А люди не читают дальше желтых заголовков, они начинают верить», – заявил эксперт в сфере информационных технологий Игорь Ашманов во время обсуждения в Общественной палате проблемы использования фейков в ходе воскресных выборов.
В среду в Общественной палате состоялось заседание рабочей группы по защите прав пользователей, развитию и обеспечению безопасности интернета, на котором обсуждались факты распространения фейковой информации в ходе единого дня голосования.
«Фейки даже никто не проверяет, людей это не интересует. Во время выборов они были просто под информационным давлением. Главное, что люди даже не читают новость, а смотрят на заголовки. У них будто триггер срабатывает, и возникает ненависть к существующему режиму просто от заголовков. И это информационная война», – заявил на заседании эксперт в области кибербезопасности, гендиректор компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов.
С ним согласен и член ОП, политолог Олег Матвейчев, обративший внимание на механизмы по запуску фейков: «Специально были заряжены целые машины. Мы видели, как и в телеграм-каналах, и в интернете за две недели до выборов ситуация начала разогреваться. Сообщения о том, что грядут фальсификации и серьезнейшие нарушения, заполонили все соцсети. Дальше мы видели непосредственные вбросы. Один из самых популярных – когда дедушка засовывает в урну несколько бюллетеней, – сказал политолог, которого цитирует сайт ОП. – Этот фейк очень дешевый в изготовлении: проходит некий человек с мобильным телефоном, голосует, а следом идет подкупленный дедушка, которому просто дали пачку бумаги. Он вместе со своим бюллетенем засовывает бумагу в ящик, и все это снимается».
Эксперт уверен, что пора жестче регулировать интернет.
«Перелома ситуации можно добиться. Власть сейчас рассуждает о том, как добиться выпуска пара у этой «греющейся скороварки». Главная задача – выключить конфорку, которая это все подогревает. Под конфоркой я подразумеваю напрочь открытые двери нашего интернета. Здесь нужно думать над большим пакетом законов, которые это регулируют. Чтобы модераторы были только наши, а не сидящие где-то в Польше или Англии. Чтобы все информационные базы были в России и многое другое», – заключил политолог.
Еще один участник дискуссии, председатель комиссии ОП по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич заявил газете ВЗГЛЯД, что в борьбе с фейками он видит несколько направлений.
Он считает, что чиновникам нужно учиться прозрачной коммуникации с населением. «Природа не терпит пустоту. И когда случаются такие ужасные ситуации, как с ТЦ «Зимняя вишня», и чиновники не дают четкой информации на эту тему, пустоту заполняют фейки. Мы должны вести наступательную информационную политику. Если отсутствует информация о позитивных событиях, то все медиапространство заполняют негативные новости», – добавил он.
Кроме того, по мнению Малькевича, нужно приравнять блогеров-многотысячников к СМИ.
«Жители Садового кольца не понимают, насколько влияние блогеров сильно в российской глубинке. Какая-то газета «Усть-правда» тиражом в 10 тысяч находится под вниманием Роскомнадзора, ФАС. А какой-то блогер-многотысячник сидит себе в кофейне и пишет про «страшные сенсации», продает рекламу и ни за что не отвечает. В том числе за те фейки, которые распространяет. Это неправильно», – сказал Малькевич.
«Достаточно написать что-то плохое – и все верят. Здесь встает вопрос об ответственности социальных площадок как российских, так и иностранных. Никакого дополнительного регулирования СМИ не нужно. Их ответственность уже определена большим количеством подзаконных актов. Нужно просто эти документы свести с законом об интернете в один общий кодекс. Мы живем в век высоких информационных скоростей, кодекс должен быть простой – несколько страниц о том, что можно, а чего нельзя», – считает Малькевич.
Как сообщала ранее газета ВЗГЛЯД, Малькевич на заседании также заявил, что представителей компаний Google и Facebook* пригласят в ОП для обсуждения размещенной этими компаниями политической рекламы в ходе выборов 8 сентября. Газета ВЗГЛЯД подробно рассказывала о попытках Facebook и Google повлиять на выборы в России.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ