Юрий Мавашев Юрий Мавашев Какой интерес Эрдогану до переговоров России и США

Можно быть уверенным, что, если Россия и США оставят Турцию, так же как и Европу, за бортом переговорного процесса, Эрдоган будет вставлять этому процессу все возможные палки в колеса. Просто чтобы набить себе цену.

0 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Подвиг русского солдата сделал возможными переговоры в Эр-Рияде

С одной стороны, мы больше устали от трудной нашей ситуации, с другой – как ни парадоксально – мы куда больше внутренне готовы держаться, сколько надо. Лишь бы победить, чтобы на потом не оставлять это вот всё. Чтобы сейчас додушить.

16 комментариев
Дмитрий Грунюшкин Дмитрий Грунюшкин Как работают фейки «от противного»

Нужно соблюдать сетевую гигиену и вбить в свою разумную голову, что интернет и вообще современное информационное пространство – предельно «нечистое» место. Любой продукт отсюда требует обязательной санитарной обработки даже больше, чем купленные на рынке огурцы.

16 комментариев
9 сентября 2019, 21:40 • Политика

Как заставить Facebook и Google соблюдать российские законы

Как заставить Facebook и Google соблюдать российские законы
@ Dado Ruvic/Reuters

Tекст: Антон Крылов

Facebook* и Google заподозрили во вмешались в российские выборы – они транслировали в день голосования политическую агитацию. Кремль уже призвал парламент расследовать такие факты. Но смогут ли наши власти наказать IT-гиганты, если обвинение подтвердится? И вообще: если в офлайне избирателю полагаются «дни тишины» для спокойного принятия решения, то как соблюсти «день тишины» в интернете?

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков призвал парламент провести расследование возможного вмешательства Facebook* и Google в выборы в России.

«Мы надеемся, что будет абсолютно непредвзятое рассмотрение этого вопроса, со всеми нюансами и аспектами. Комиссия специально для этого и создана, чтобы профессионально такие вопросы рассматривать. Они актуальны и важны. Дождемся выводов этой комиссии», – заявил Песков в ответ на просьбу прокомментировать данные о вмешательстве со стороны американских компаний, собранные Центризбиркомом и Роскомнадзором, передает ТАСС.

Напомним, что ранее Роскомнадзор обвинил Google и Facebook в политической рекламе в день тишины 7 сентября и в день выборов 8 сентября. «Данные действия можно рассматривать как вмешательство в суверенные дела России и воспрепятствование проведению демократических выборов в Российской Федерации. Такие действия со стороны иностранных компаний являются недопустимыми», – заявили в РКН.

При этом представителям Google, YouTube, Facebook, Instagram* были направлены официальные обращения о принятии исчерпывающих мер по недопущению распространения 7 и 8 сентября политической рекламы на своих интернет-площадках.

В понедельник американские компании отреагировали на обращения и обвинения. «Ответственность за соблюдение избирательного законодательства той или иной страны несут рекламодатели, размещающие свой контент на Facebook. Если мы получаем обращение о том, что та или иная реклама нарушает местное законодательство, мы рассматриваем его и принимаем соответствующие меры», – говорится в заявлении Facebook.

Ответ Google ничем принципиально не отличается: «Мы поддерживаем ответственную политическую рекламу и ожидаем, что она должна соответствовать местным законодательным требованиям, включая законы о выборах и избирательных правах и обязательные периоды тишины, для любых географических областей, на которые такая реклама ориентирована».

По сути оба ответа можно сократить до русской поговорки «я не я, и лошадь не моя» или до цитаты из «12 стульев» Ильфа и Петрова: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

Разумеется, Роскомнадзор подобные оправдания не удовлетворили. Глава ведомства Алексей Жаров заявил, что «независимо от того, кто давал рекламу, инструментарий был у этих двух компаний. У них была возможность политическую рекламу в момент, когда российское законодательство такую рекламу запрещает, в день тишины и в день выборов, не выдавать». По словам Жарова,

«в результате одного обращения пользователя компании Facebook был заблокирован аккаунт Мосгоризбиркома, и это факт.

В то же время та реклама, которая относится к категории политической и по поводу которой высказался Роскомнадзор, Общественная палата, парламент РФ, – с ней ничего не произошло», – возмущается глава ведомства. По мнению Жарова, это яркий пример двойных стандартов и попытка влияния на результаты выборов.

Действительно, представьте, какой скандал возник бы, если бы в ходе американских выборов у кого угодно была бы возможность бесконтрольно размещать в соцсетях посты на политические темы. Хотя частица «бы» тут неуместна – скандал действительно возник, и комиссия сената несколько месяцев высчитывала, сколько именно постов на какие темы разместили «русские хакеры». Выяснилось, что ничтожно мало, да и никаких явных доказательств того, что это были именно русские, а не местные, или украинские, или китайские хакеры, представлено так и не было.

Однако тот скандал стал для владеющих соцсетями американских компаний поводом начать более внимательно следить за тем, кто и какие посты на политические темы размещает.

Хотя подавляющее большинство кандидатов на выборные должности в России продолжают выпускать листовки и встречаться с избирателями, не говоря уж о сборе подписей для самовыдвиженцев и представителей непарламентских партий, очевидно, что с каждым годом избирательные кампании все глубже и глубже уходят в интернет. В соцсетях размещаются видеоролики и тексты, ведутся дискуссии между кандидатами и их сторонниками, размещаются прямые призывы голосовать за кого-либо. И никто из сотрудников соцсетей, разумеется, не проверяет весь этот поток информации на соответствие нашему законодательству.

Получается интересный парадокс. Деньги за продвижение постов и рекламу с российских пользователей Facebook и Google собирают. Модераторы, которые проверяют эти посты на соответствие американскому законодательству и внутренним правилам компаний, у них есть – по крайней мере, в Google точно есть.

А вот соблюдение наших законов они официально возлагают на пользователей. Среди которых могут быть как законопослушные политики, оплатившие агитацию со своего избирательного счета (хотя не очень понятно, законно ли в принципе агитировать на иностранном ресурсе), так и экстремисты – и доморощенные, и иностранные. Не говоря уж о русскоязычных сотрудниках американских и прочих спецслужб и прочих некоммерческих специалистов по soft power.

Разумеется, блокировка Facebook, а уж тем более Google в России – это не метод. Уж кому-кому, а обжегшемуся на Telegram Роскомнадзору это понятно лучше многих.

Но если эти компании хотят работать и зарабатывать в России, то им необходимо научиться соблюдать российское законодательство не только в той части, где оно совпадает с американским – то есть разжигание разнообразной розни, призывы к насилию, публикация фейков и так далее. Выборное законодательство должно соблюдаться не менее строго.

Роскомнадзор уже отправил в Госдуму данные по нарушениям Google и Facebook на выборах, таким образом, парламентская комиссия должна уже в ближайшее время разработать соответствующее заявление и даже, возможно, закон, обязывающий иностранные компании при работе в России строго соблюдать в том числе выборное законодательство, а не перекладывать это на пользователей.

Если не хотят соблюдать – то никаких запретов. Только серьезные штрафы и лишение возможности зарабатывать на российских пользователях.

Этот универсальный международный язык они отлично понимают.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............