Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
3 комментарияБританский политолог извинился за создание «доктрины Герасимова»
Политолог Марк Галеотти признался, что знаменитой «доктрины Герасимова», которую на Западе понимают как «расширенную теорию современной войны», вообще не существует, он сам выдумал этот термин для привлечения читателей.
Об этом Галеотти сообщил в своей статье на портале Foreign Policy. Он пояснил, что выдумал этот термин сам, чтобы обратить внимание читателей на перевод речи российского генерала, на самом деле пытавшегося осмыслить события «арабской весны», «цветных революций» и «майдана» и выяснить, как бороться с ними в России, передает RT.
Термин он придумал, прочитав перевод статьи Валерия Герасимова в российской газете «Военно-промышленный курьер», где он рассуждал о пропаганде и подрывной деятельности, которые могут превратить «вполне благополучное государство» в арену «ожесточенной вооруженной борьбы».
Галеотти признался, что придумывая броский заголовок «Доктрина Герасимова», даже не предполагал, что люди могут воспринять слова российского генерала как реальный проект военных действий против Запада.
Однако после «аннексии» Крыма и ситуации в Донбассе в США незамеченную ранее статью Герасимова начали воспринимать как «новейший проект способов ведения войны».
С такой формулировкой Галеотти не согласен. Он отметил, что рассуждал Герасимов только о том, как Кремль понимает события «арабской весны», «цветных революций» в соседних государствах, а также событий «майдана» на Украине. Он пытался разработать стратегию борьбы с такими событиями в России, полагает Галеотти, отмечая при этом, что Россия якобы ошибочно полагала эти события «не подлинными протестами против жестоких и коррумпированных правительств», а сменой режимов под руководством США.
Политолог отмечает, что единой доктрины у России нет, как нет и единого органа, который контролировал бы проведение российской кампании по пропаганде за рубежом. Он добавил, что для России не может быть и речи о ведении войны с НАТО, ей остается лишь прибегать к так называемой политической войне – к использованию средств, которыми располагает государство, за исключением военных, для достижения своих национальных целей.
Галеотти отметил, что «подрывная деятельность» России может быть не «прелюдией к войне», а самой войной, что «меняет понимание угрозы». По его мнению, США нужно сосредоточиться на действиях по контрразведке, медийной грамотности, борьбе с коррупцией и устранению разделения американского общества.
Он добавил, что «доктрина Герасимова» никогда ничего не значила и не значит сейчас.
После 2014 года в западных источниках появился термин «доктрина Герасимова» – по имени действующего начальника Генштаба РФ Валерия Герасимова, посвятившего программную статью принципам войн нового типа. Американские эксперты считают примером операций нового типа действия Российской армии во время событий в Крыму.