15 августа, суббота  |  Последнее обновление — 07:58  |  vz.ru

Главное достижение СССР после спутника и лампочки Ильича

Дмитрий Волошин, сооснователь Otus.ru
Накопленные за 20 лет компромиссы с питанием, алкоголем, сидячим образом жизни и прочими излишествами нехорошими начинают активно подавать признаки жизни. И если в 40 это еще могут быть просто поклевки, то в 50 начнется шоу с конями. Подробности...

Доверять нельзя контролировать

Александр Малькевич, президент Фонда защиты национальных ценностей
Разочарованные сотрудники Facebook теперь бросают вызов Цукербергу и руководству на общих собраниях компании, устраивают виртуальные забастовки и задаются вопросом: «Делает ли их работа мир лучше?». Боюсь только, что финал у этой истории будет традиционным для западных «новых медиа». Подробности...

Белоруссия проходит развилку, которую уже успешно прошла Россия

Самую большую ошибку, которую может совершить власть и ее сторонники – мазать одним миром значимую часть общества и политические силы, стремящиеся использовать его в своих деструктивных целях. Можно провести мысленный эксперимент: представьте себе, что в декабре 2011 года история России пошла иным путем. Подробности...

В Белоруссии на забастовки вышли рабочие заводов-гигантов

Все больше рабочих белорусских предприятий выходят на забастовки с призывами к властям отменить результаты президентских выборов. Рабочие также устраивают митинги с требованием прекратить насилие в стране. Сам президент Белоруссии Александр Лукашенко увидел в забастовках на заводах выгоду для иностранных государств

Белоруссию после выборов охватили массовые беспорядки

В воскресенье после закрытия избирательных участков на выборах президента Белоруссии в центре Минска и других городах страны вспыхнули массовые беспорядки с участием тысяч граждан республики, несогласных с итогами голосования

Столицу Ливана сотряс мощнейший взрыв

В порту Бейрута, вблизи базы ВМС Ливана, произошел грандиозный взрыв. Пострадала половина города. Погибли десятки человек, более двух тысяч ранены. Среди пострадавших семья премьера Ливана и люди из его окружения. Ущерб также нанесен президентскому дворцу и зданию посольства РФ

НОВОСТЬ ЧАСА: Япония в годовщину капитуляции выразила раскаяние и обещала не воевать

Как сделать Биробиджан столицей мира

координационный совет

Тихановская заявила о создании комитета для передачи власти в Белоруссии

вопросы безопасности

США заявили об отправке самой серьезной делегации на переговоры с Россией

медицинская статистика

Собянин заявил о росте некоронавирусной пневмонии в Москве

протесты в белоруссии

Запад прощает Лукашенко больше, чем Януковичу

гибель подлодки

«Курск» хранит загадки спустя 20 лет после катастрофы

внешние рынки

Российское мясо распробовали за рубежом

соперница Лукашенко

«Слабая женщина» слила белорусский Майдан

эпоха перемен

Алексей Алешковский: Низы не знают, чего хотят, а верхи их не понимают

новости Facebook

Александр Малькевич: Доверять нельзя контролировать

цветная революция

Ирина Алкснис: Белоруссия проходит развилку, которую уже успешно прошла Россия

Как возможная смена власти в Белоруссии скажется на отношениях между Москвой и Минском?

Генетики выяснили причину отличия южных славян от западных и восточных

3 сентября 2015, 20:51
    Фото: Виктор Драчев/ТАСС

Международный коллектив ученых опубликовал комплексное генетико-лингвистическое исследование славян и балтов, показав, почему восточные и западные славяне похожи друг на друга, а южные от них сильно отличаются, говорится в сообщении Института общей генетики РАН.

Исследование языков и генетики славян было проведено коллективом ученых под руководством доктора биологических наук О. П. Балановского (Институт общей генетики и Медико-генетический научный центр) и академика Рихарда Виллемса (Эстонский биоцентр и Тартусский университет) и опубликовано в журнале PLoS One, передает ТАСС.

В работе участвовали исследователи из многих стран, где большинство населения составляют славянские и балтские народы (России, Украины, Белоруссии, Литвы, Эстонии, Хорватии, Боснии и Герцеговины), а также ученые Великобритании и консорциум международного проекта Genographic.

По определению, славяне – это народы, говорящие на славянских языках. Сходство всех славянских языков не требует доказательств. В то же время, например, южные славяне внешне не слишком похожи на восточных и западных.#{biginfographic=764952}

Генетики исследовали более восьми тысяч образцов ДНК из более чем полусотни балто-славянских популяций. Основные группы – это восточные славяне (белорусы, русские, украинцы), западные славяне (кашубы, поляки, словаки, сорбы, чехи), южные славяне (болгары, боснийцы, македонцы, сербы, словенцы, хорваты) и балтские народы (латыши, литовцы).

Анализ проводили по трем генетическим системам: это Y-хромосома, передающаяся по отцовской линии, митохондриальная ДНК (мтДНК), передающаяся по материнской линии, и аутосомная ДНК, равно включающая геномы отца и матери (полногеномный анализ).

По всем трем системам получились похожие картины. Восточные славяне – русские центральных и южных областей, а также белорусы и украинцы – образуют четко сформированную группу. Исключение составляют северные русские, которые генетически отдалены от остальных восточных славян и тяготеют к финно-угорским популяциям.

Из западных славян поляки очень близки к восточным славянам, а чехи и в меньшей степени словаки несколько смещены в сторону немцев и других западноевропейских популяций. Южные славяне поделены на западный (словенцы, хорваты и боснийцы) и восточный (македонцы и болгары) регионы с сербами посередине. При этом они генетически сходны со своими неславянскими соседями по Балканам – румынами, венграми, греками.

Балтские популяции – латыши и литовцы – обнаруживают близость к эстонцам, говорящим на языке финно-угорской группы, и к некоторым восточным славянам (белорусы). Оказалось также, что балтские популяции генетически близки к волжской группе финно-угорских народов (особенно к мордве).

Обратившись к лингвистике, ученые построили реконструированное дерево балто-славянских языков и для всех популяций сравнили три параметра – генетику, язык и географию. Самая высокая корреляция оказалась между генетикой и географическим положением популяций.

Ученые считают, что, распространяясь по Европе, славяне интенсивно включали в свой состав местные популяции, которые жили на данных территориях в дославянские времена. Славяне приносили с собой язык и впитывали генофонд местных популяций. Этот глубинный генетический «субстрат» был различен для разных ветвей славян.

Восточноевропейский субстрат приняли в себя западные и восточные славяне. Вероятно, большую часть его составили балтские народы, расселенные некогда очень широко по Восточноевропейской равнине. Другой, южноевропейский субстрат, впитали в себя южные славяне, и его составили дославянские балканские народы.

Эти процессы сцементировали западных и восточных славян в единую генетическую общность, а южные славяне таким образом приобрели большее сходство с неславянскими народами Балкан, чем с другими славянскими народами.