Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
2 комментарияГосдума одобрила во II чтении законопроект о родных языках
Госдума на заседании во вторник приняла во втором, основном чтении переработанный законопроект о родных языках.
В новой редакции проекта закона их изучение остается обязательным, но выбор конкретного языка будет за родителями учеников, передает ТАСС.
Новая версия законопроекта устанавливает, что федеральные образовательные госстандарты «обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов России, изучения государственных языков республик России, родных языков из числа языков народов России, в том числе русского языка как родного языка».
Родители учеников будут подавать заявления с указанием выбранного языка при приеме или переводе детей на программы дошкольного, начального общего и основного общего образования.
Глава профильного думского комитета Вячеслав Никонов, комментируя изменения в законопроекте, отмечал, что редакция ко второму чтению «снимает все озабоченности, которые могли быть у кого бы то ни было в отношении этих поправок».
«Все остается в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, обязательных для изучения в тех школах, где есть соответствующие программы, и в то же время [дается] возможность изучения русского языка в качестве родного языка по выбору родителей и законных представителей», – отмечал парламентарий на заседании Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совфеде.
Аналогичное мнение выразил председатель комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов.
«Во-первых, подтвердили законодательно, что федеральными государственными образовательными стандартами регулируется изучение родных и государственных языков. Значит, они находятся в обязательной части образовательной программы. Во-вторых, реализовали поручение президента, в котором говорится о том, что в рамках предмета «Родной язык» должен быть свободный выбор, какой язык изучать. Мы реализовали эти нормы, поэтому я считаю, что и поручение президента выполнили и услышали регионы», – отметил он.
Формулировка законопроекта, которая дает возможность изучения «в том числе русского языка как родного языка», не приведет к заявлениям родителей о том, что они не считают русский родным. Этого не может произойти, так как русский язык является обязательным для изучения во всех школах России, пояснил Никонов.
Парламентарий напомнил, что в образовательной системе России есть пять образовательных линеек. Три из них, по словам Никонова, вообще не предусматривают предмета «Родной язык», все преподавание ведется на русском языке, а отличаются эти линейки либо количеством часов, либо количеством иностранных языков.
«Есть линейка, которая является линейкой образования на родном языке, например татарском или башкирском. И есть еще одна линейка, в которой преподавание ведется на русском языке, но есть предмет, который называется «Родной язык». Вот возможность выбрать, какой язык является родным. Это прерогатива родителей», – сказал депутат.
Он добавил, что по примерному образовательному плану на этот предмет отводится три часа в неделю.
Но и здесь, как заметил Никонов, есть важная оговорка, согласно которой возможность выбора родного языка «осуществляется в пределах возможности образовательной системы». «Естественно, невозможно в каждой школе обеспечить преподавание каждого языка, которые родители могут назвать», – подчеркнул он.
По мнению политолога Глеба Кузнецова, новые поправки в закон «расширят степень свободы человека». «Не будет принуждения к изучению языков, которые люди считают неродными для себя. Это принуждение имело место ранее, когда каждый, независимо от личного происхождения, истории и культуры, находясь на территории национальных республик, был вынужден изучать языки национальных республик», – отметил Кузнецов.
По словам политолога, эти изменения позволят освободить ребенка и его родителей от изучения того, что семья считает ненужным. «Это своеобразная отмена крепостного права, которое было раньше, когда, находясь на территории национальной республики, вместо того, чтобы учиться, как в любом другом субъекте РФ, ребенок был вынужден изучать неродные для него языки», – сказал он.
«Эти изменения не сужают языковое разнообразие, как говорят его критики, а наоборот, дают человеку возможность реализовать свои конституционные права, расширяя степень свободы», – заключил Кузнецов.
В апреле группа депутатов внесла на рассмотрение палаты поправки в федеральный закон «Об образовании», которыми предлагалось сделать дисциплиной по выбору изучение в школах родного языка, относящегося к языкам народов России. Ряд национальных республик выступили с критикой этого законопроекта, для доработки инициативы в Госдуме была создана рабочая группа.
В первом чтении резонансный документ был принят 19 июня наряду с постановлением, прописывающим положения, которые должны быть отражены в редакции инициативы к основному чтению. На заседании профильного комитета Госдумы по образованию и науке 19 июля был представлена существенно переработанная версия законопроекта: на рассмотрение депутатов поступили 27 поправок к документу, часть из них была поддержана и рекомендована к принятию во втором чтении.