«Купирование» формулы Зеленского, китайско-бразильский призыв созвать настоящую международную конференцию по Украине вместо той, которая должна состояться в июне в Швейцарии, по сути, хоронят «план Зеленского», с которым ЗЕ-команда носилась с 2022 года, как с писаной торбой.
0 комментариевМинфин предложил изменить методику подсчета прожиточного минимума
Минфин предложил изменить методику подсчета прожиточного мин
Министерство финансов России по поручению вице-премьера Владислава Суркова предложило изменить способ подсчета прожиточного минимума и ввести «социальный уровень бедности», который окажется ниже действующего прожиточного минимума, поскольку будет рассчитываться с учетом эффекта экономии от общесемейного потребления.
Другими словами, чем больше семья, тем меньше должны быть ее среднедушевые доходы для безбедного существования, так как проявляется эффект совместного потребления благ, имеющих общесемейный характер (например, предметы длительного пользования: холодильник, телевизор, предметы мебели и т. д.).
Исходя из этого «социального уровня бедности», Минфин и предлагает осуществлять адресную поддержку семей. Предложения министерства сформулированы по поручению вице-премьера Владислава Суркова и изложены в письме замглавы ведомства Татьяны Нестеренко в правительство от 18 мая (копия есть у «Финмаркета»).
#{smallinfographicleft=440605}«Действующие в настоящее время механизмы реализации социальной политики в РФ определяют прожиточный минимум как один из значимых экономических показателей, влияющих на объем расходных обязательств бюджетов всех уровней, имея в виду применение прожиточного минимума для определения нуждаемости населения в государственной социальной помощи. По мнению же Минфина, одной из основных задач оказания социальной помощи должна быть ликвидация бедности», – говорится в письме, передает «Интерфакс».
В разных странах термином «бедность» обозначают разные явления, отмечает Минфин. Для определения границ бедности применяются несколько методов, в основном – статистический (соотношение доходов со среднедушевыми доходами или доходами малоимущих категорий населения) и нормативный (соотношение доходов с величиной прожиточного минимума на основе потребительской корзины).
Например, в США есть две линии бедности: статистическая, которая используется для сопоставления на страновом уровне, и социальная. Именно эта линия, которая ниже статистической, применяется для идентификации получателей социальной помощи. В странах ЕС, помимо относительной, используемой для статистического мониторинга, широко применяются социальные линии бедности.
В России прожиточный минимум рассчитывается нормативным методом на основании потребительской корзины. Минздравсоцразвития внесло в правительство законопроект об актуализации ее состава. Однако Минфин считает приоритетной задачей не уточнение нормативов действующей корзины, а новые подходы к определению величины прожиточного минимума и методики его расчета, говорится в письме. Это позволит устанавливать разные линии бедности, которые лучше идентифицируют формы ее проявления. Социальную политику Минфин предлагает осуществлять на основе комбинированного подхода к определению прожиточного минимума.
В рамках этого подхода будет установлен минимальный уровень потребления, необходимый для «физиологического выживания человека» (в целях регулирования адресных социальных программ для бедных), а также потребительский бюджет, обеспечивающий «расширенное воспроизводство населения» (для оценки уровня жизни, регулирования рынка труда).
Социальный уровень бедности, по мнению Минфина, следует устанавливать, исходя из концепции «абсолютной бедности». Она выражается в неспособности граждан удовлетворить основные потребности в пище, одежде и жилище. Эксперты, на которых ссылается министерство, считают, что социальный уровень бедности может быть «значительно ниже» нынешнего российского прожиточного минимума – в частности, благодаря эффекту экономии за счет общесемейного потребления.
В заключительной части письма Минфин предлагает «инвентаризировать» социальные гарантии, установленные в соотношении с прожиточным минимумом, и на основе различных вариантов его значений разработать комплексную систему размеров гарантий на долгосрочный период. Внедрение такой системы и применение дифференцированных уровней бедности позволят более эффективно осуществлять бюджетную политику и сосредоточить госсредства на наиболее важных направлениях соцобеспечения, считает министерство.
Согласно действующему законодательству, прожиточный минимум в целом по России используется при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ, обоснования МРОТ, определении размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, формирования федерального бюджета.
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в РФ, по данным Росстата, в 2011 году выросла до 18 млн 100 тыс. человек с 17 млн 900 тыс. человек в 2010 году. Уровень бедности (процент от общей численности населения) в РФ в 2011 году увеличился до 12,8% с 12,6% в 2010 году.
Численность бедных выросла впервые с 2008 года – тогда она увеличилась до 18 млн 800 тыс. человек (уровень бедности – 13,4%) с 18 млн 700 тыс. человек в 2007 году (13,3%), а в 2009 году снизилась до 18 млн 200 тыс. человек (13%).
Прожиточный минимум в 2011 году в среднем на одного человека в I квартале составил 6 тыс. 473 рублей, во II квартале – 6 тыс. 505 рублей, в III квартале – 6 тыс. 287 рублей, в IV квартале – 6 тыс. 209 рублей.
В 1992 году был зафиксирован максимальный показатель уровня бедности в 33,5% (численность бедных достигала 49 млн 300 тыс. человек), ниже 20% он впервые опустился в 2004 году – до 17,6% (25 млн 200 тыс. человек), в 2007 году снизился уже до 13,3%, но за последние четыре года темпы сокращения бедности резко замедлились – снижение уровня бедности за этот период составило лишь 0,5 процентного пункта, а численность бедных уменьшилась на 600 тыс. человек.
В ближайшие годы существенного сокращения бедности в стране, согласно официальному прогнозу правительства, также не предвидится. В 2012 году Минэкономразвития ожидает снижения уровня бедности до 12,7%, в 2013 году – роста до 12,8%, а в 2014 году – опять снижения до 12,5%.