Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевКитай начинает воспринимать США как реальную военную угрозу
Один из представителей китайского командования предсказал войну США и КНР в период правления Дональда Трампа. Шаги новой американской администрации действительно нервируют Пекин – но неужели до такой степени, что существует реальная угроза военного конфликта между двумя мощнейшими державами мира, причем уже в ближайшее время?
Народно-освободительная армия Китая опубликовала на своем сайте заявление одного из официальных представителей Центральной военной комиссии. В заявлении, которое цитирует во вторник портал «ИноСМИ», прямо сказано: с приходом к власти Дональда Трампа война Китая с США стала практически неизбежной. Кроме того, в нем содержится рекомендация отправить корабли ВМС КНР в Восточное-Китайское и Южно-Китайское моря, чтобы изменить стратегию в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Трамп пытается повторить модель Никсона, только наоборот: Никсон сформировал альянс с Китаем против СССР, а Трамп пытается сделать Россию хотя бы нейтральной в отношениях с Китаем
Как известно, взгляды Вашингтона и Пекина на воды Южно-Китайского моря кардинально расходятся. Если Китай претендует на эту акваторию, осваивает там естественные спорные острова и насыпает новые искусственные, пытаясь установить контроль над проходом международных судов, то США и ряд ближайших стран требуют сохранить морские пути свободными. Во время избирательной кампании Трамп неоднократно называл Пекин одним из главных противников США, обвинял его в строительстве «крепости» на спорных островах и нежелании помогать обуздывать ядерные амбиции КНДР. Трамп грозился усилить американское военное присутствие в Южно-Китайском море, чтобы остановить возведение Пекином искусственных островов.
В Пекине растут опасения по поводу отказа Трампа от «политики одного Китая», которую проводил его предшественник Барак Обама. Так, Китай считает остров Тайвань «своей непокорной провинцией», которую необходимо вернуть в КНР. Из-за этого Китай отказывается иметь дипломатические отношения со странами, которые признают Тайвань независимым. Однако в конце прошлого года Трамп поговорил по телефону с главой Тайваня, чем встревожил китайцев.
В середине января председатель КНР Си Цзиньпин в рамках своего европейского турне говорил о том, что Китай будет пытаться «построить новую модель отношений с США». Во время встречи в Давосе на Всемирном экономическом форуме с уходящим вице-президентом США Джо Байденом Си призвал США к совместным усилиям для построения долгосрочных отношений. Это заявление прозвучало после того, как выдвинутый Трампом на пост госсекретаря Рекс Тиллерсон призвал послать Китаю «ясный сигнал» о недопустимости его действий на спорных островах в Южно-Китайском море.
Впрочем, критики Трампа внутри страны успели обвинить нового президента в действиях на пользу Китаю. На прошлой неделе сенатор-республиканец Джон Маккейн заявил, что решение Трампа о выходе страны из соглашения по Транстихоокеанскому партнерству только поможет Китаю усилить экономическую мощь.
Старший научный сотрудник института Дальнего Востока РАН, эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин воспринимает подобные заявления всерьез. Он напоминает: в последние годы отношения двух стран только ухудшались, и военный конфликт считался возможным еще при Обаме.
- Китай пугает Трампа ракетами у российских границ
- Пекин обеспокоен приходом Трампа в Белый дом
- Вашингтон загнал Пекин в политическую ловушку
- Флот Китая сможет ответить на воинственные заявления США
- Реакция Китая показывает истинную цену резких заявлений Трампа
- Василий Кашин: В армии Китая преобладает дух национализма
«При Трампе постепенный рост напряженности может стать неуправляемым и лавинообразным. Это просто констатация нового качества китайско-американских отношений», – сказал Кашин газете ВЗГЛЯД. Он напомнил, что предыдущие правительства обеих стран при взаимном недоверии все-таки наработали огромный опыт поведения в отношении разных острых проблем, начиная с вопроса Тайваня. Если в Пекине весь этот опыт сохранился, то в Вашингтоне пришла новая команда.
«В Пентагоне преемственность сохраняется, и генерал Мэттис – уважаемый всеми военный профессионал. Но, например, в Белом доме и частично в Госдепе огромное количество людей просто разгонят. Уже сейчас видно, что Трамп склонен подвергать сомнению фундаментальные истины, которые все вокруг давно договорились не обсуждать, например пресловутую тему «политики одного Китая», – пояснил эксперт.
По словам Кашина, особенность Трампа в том, что на волне в общем-то правильного осознания неудачности прежней внешней политики он начинает подвергать сомнению вообще все. Для него нет бесспорных истин, он берет сложившуюся за десятилетия практику и задает вопрос, зачем продолжать в том же духе. «Правила игры меняются на ходу. Да и Трамп далеко не всегда обладает необходимыми знаниями, чтобы понять последствия своих действий», – предупредил он.
Новые американские реалии накладываются на то, что в Китае идет рост национального самосознания, ощущения силы и гордости. Например, если еще в 90-е годы народ прощал правительству некоторые вещи, как было со случаями массовых антикитайских погромов в Индонезии на волне азиатского финансового кризиса, то, если теперь китайское правительство не защитит достоинство, честь и интересы страны даже в менее крупном кризисе, реакция населения может оказаться непредсказуемой. «Рост напряженности между США и Китаем усугубляется увеличением военных возможностей КНР и одновременным усилением присутствия США на Тихом океане», – предупреждает эксперт.
В свою очередь американский политолог из Университета Теннесси Андрей Коробков считает, что китайцы всерьез не ждут войны. Но они понимают, что стратегически Трамп действительно считает КНР главной угрозой и что центр власти в мировом балансе смещается из Атлантики и Западной Европы на север Тихого океана.
«Эта линия будет продолжаться. Это стратегический подход Трампа. Китайские военные осознают это и готовят себя и общественное мнение к этому изменению. Напряженность между Китаем и США будет расти, как по экономическим причинам, так и военно-стратегическим. Именно этим обосновано изменение линии США по отношению к России. Трамп пытается повторить модель Никсона, только наоборот: Никсон сформировал альянс с Китаем против СССР, а Трамп пытается сделать Россию хотя бы нейтральной в отношениях с Китаем», – сказал Коробков газете ВЗГЛЯД.
По его прогнозу, военная стратегия США будет переориентирована на потенциальный конфликт с Китаем, на поддержку его оппонентов и одновременно на улучшение отношений с Россией. «При Обаме Россию всячески отталкивали от Европы и толкали в сторону Китая. Ясно, что Трамп считает эту стратегию порочной», – уверен Коробков.
Директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО Александр Лукин напомнил, что, согласно одному из открытых китайских документов – Белой книге по безопасности, война с США считается маловероятной. «Таков официальный взгляд. Что касается разных отдельных генералов, то там постоянно кто-то о чем-то высказывается. Правда, обычно это отставные люди, а не такого высокого уровня», – сказал Лукин газете ВЗГЛЯД.
Появление подобного заявления от представителя действующего военного совета, по мнению эксперта, связано с желанием Китая открыто выказать опасения. В то же время Пекин демонстрирует непонимание Трампа, «который делает противоречивые высказывания».
«Китайцы хотят показать, что готовы и не боятся даже самого негативного развития событий. Но вряд ли официальные представители Центральной военной комиссии КНР действительно думают, что начнется война с США. Возможно, Китай хочет оказать давление на новую американскую администрацию», – предположил Лукин, добавив, что подобные заявления делаются и с расчетом на внутреннюю аудиторию, потому что в Китае «идет укрепление разных националистических тенденций».