Прошлая неделя стала настоящим кошмаром для Демократической партии США. Демократы получили два серьезных удара. Причем не со стороны республиканцев – в обоих случаях речь идет фактически о самострелах.
Рафик невиновен
Один кошмар пришел из сената. 5 февраля сенаторы завершали Импичиаду – долгий, фактически многолетний крестовый поход Демократической партии в надежде на отстранение Дональда Трампа от должности. И этот поход закончился громким, позорным фиаско.
Дело даже не в том, что ни по одному обвинению – злоупотребление властью (Трамп пытался принудить президента Украины Владимира Зеленского начать расследование украинских делишек Джозефа Байдена – главного соперника Трампа на выборах) и воспрепятствование работе Конгресса (когда Трамп запретил членам своей команды помогать Конгрессу в расследовании первого обвинения) – сторонникам импичмента не удалось набрать две трети голосов Сената. Иного и не ожидалось – обвинения были высосаны из пальца.
Фиаско было в том, что из всей Республиканской партии лишь один сенатор – Митт Ромни, испытывающий «большую личную неприязнь» к Трампу, поддержал импичмент, да и то лишь по первому пункту. В результате голосование показало, что Трамп – еще несколько лет назад тотальный изгой – полностью контролирует Республиканскую партию. Сенатор-демократ Шеррод Браун со ссылкой на кулуарные разговоры с республиканскими коллегами уверял, что те поддержали президента «из чувства страха», поскольку доверенные лица Трампа обещали «насадить головы на пики» тем, кто проголосует за импичмент. Насадить не физически, конечно, а электорально – 90% республиканского электората симпатизирует Трампу, а значит, тем, кого Трамп назовет своим персональным врагом, будет очень сложно (а в некоторых штатах и невозможно) выиграть республиканские праймериз, обязательные для участия кандидата в общих выборах от Республиканской партии.
Трамп, конечно же, ликует и стебется над демократами. Он уже вовсю издевается над «сумасшедшей Нэнси» (спикер палаты представителей Нэнси Пелоси, которая публично разорвала его обращение к нации), «плачущим Чаком» (лидер демократического меньшинства в сенате Чак Шумер, который активно топил за импичмент). Однако издевательствами дело может не закончиться – Трамп готовится добивать. «Директор ФБР только что заявил, что слежка, которую вели за моей предвыборной кампанией, была незаконна. Как и фейковое досье (собранное бывшим британским агентом Кристофером Стилом по заказу демократов – Г. М.). Так что все это мерзкое расследование, доклад Мюллера и все остальное, что происходило последние три года, было заранее спланированным обманом. И кто за это ответит?» – вопрошает президент в своем «Твиттере».
Вопрос не случайно является открытым. Кто и как ответит, Трамп решит несколько позже – в разгар предвыборной кампании. В нужный момент, когда благодаря расследованию своего конфидента Джулиани он попытается доказать, что демократы не только нарушали закон ради преследования Трампа, но и в рамках этого нарушения пытались спасти своего однопартийца Байдена от расследования прегрешений на Украине. Таким образом, инициатива сейчас на стороне президента, а демократы не только лишились информационных козырей, но и постепенно тонут в болоте внутриполитической борьбы.
Социалист против гея?
Ярким свидетельством этому стал второй провал Демократической партии на прошлой неделе. Громкий скандал на праймериз в Айове (там, конечно, они по процедуре отличаются от классических праймериз и называются «кокусами», но мы для простоты их будем называть праймериз).
- Трамп обвинил демократов в подготовке свержения президента США
- Трамп предсказал демократам потерю палаты представителей из-за попытки импичмента
- Провал импичмента открыл Трампу дорогу в вечность
Все опросы показывали, что в Айове – первом штате, где проходят демократические праймериз – должен был победить Берни Сандерс. Пожилой социалист, который пользуется бешеной популярностью у американской либеральной молодежи, но в то же время вызывает колоссальное недоверие у американского политического истеблишмента. Они опасаются, что Сандерс со своей социалистической повесткой будет просто уничтожен Дональдом Трампом в ходе предвыборной кампании, особенно с учетом того, что «капиталист» Трамп может похвастаться серьезными экономическими успехами за время своего президентства.
Да, пока кандидат истеблишмента Байден (которого социологи считают самым опасным противником Трампа из числа демократов) лидирует в опросах среди демократического электората – однако опросы отдавали Сандерсу победу в двух первых штатах праймериз (Айове и Нью-Гемпшире). И две эти победы подряд (вкупе с дискредитацией Байдена, которой занимается команда Трампа) могли привести к тому, что отставание могло бы начать резко сокращаться.
И вот случилось интересное – после проведения праймериз в Айове Демократическая партия не могла подсчитать итоги голосования. Как ни странно, не по вине русских хакеров, а – как они объяснили – из-за технических ошибок. Народ начал роптать, стали высказываться подозрения в фальсификациях – и у некоторых эти подозрения переросли в уверенность после того, как партия объявила результаты. Выяснилось, что победу в Айове одержал не Берни Сандерс (который по всем опросам лидировал) и даже не шедший за ним Байден (чья победа была бы неприличной, да и ненужной – Байден наберет свои голоса в других штатах), а находившийся у социологов на третьем месте Пит Буттиджич. Да, Сандерс отстал ненамного и в итоге получил лишь на одного делегата меньше (у Буттиджич – 13, у Сандерса – 12), но тем не менее он не победил.
При этом Буттиджич, как тогда казалось, не будет соперником Байдену хотя бы потому, что демократический электорат хочет избрать кандидата, который свалит Дональда Трампа, а Буттиджич является непроходным из-за своей сексуальной ориентации (он открытый гей). Однако опросы стали показывать, что рейтинг Буттиджича пополз вверх, а кое-кто из демократических випов уже называет его «восходящей звездой». Сейчас, за сутки до выборов в Нью-Гемпшире, Сандерс опережает Буттиджича лишь на пять процентных пунктов (26,1% против 21,3%), тогда как неделю назад рейтинг Пита Буттиджича был около 14%. Фаворит партийной элиты Байден лишь на четвертом месте – он рухнул с 18% до 13%, и его призыв к избирателям Нью-Гемпшира «запустите меня вверх» пока остается без электорального ответа.
Неудивительно, что сейчас Сандерс активно начинает кампанию по дискредитации нового оппонента. Естественно, не через тему о его ориентации – Сандерс и его апологеты позиционируют Буттиджича как ставленника толстосумов. «В отличие от кое-кого здесь, за мной не стоят 40 миллиардеров, Пит, которые вложили деньги в мою кампанию. Миллиардеров из фармацевтической индустрии, Уолл-стрит и других сфер, где крутятся большие деньги», – заявил Берни Сандерс. С аналогичными обвинениями в адрес Буттиджича выступает идейный соратник и конкурент (пока еще) Сандерса на праймериз – сенатор Элизабет Уоррен, которая уверяет, что «кое-кто тут пытается купить номинацию».Чем бы ни закончился демократический бардак на праймериз, у него будет лишь один явный победитель. Имя ему – Дональд Трамп.