Более эффективный партнер в решении проблемы Донбасса

@ кадр из видео

29 января 2018, 16:50 Мнение

Более эффективный партнер в решении проблемы Донбасса

Прошедшие в Дубае переговоры помощника президента РФ Владислава Суркова и спецпредставителя США на Украине Курта Волкера не принесли сенсационных результатов. И, тем не менее, они свидетельствуют о крайне важном процессе.

Вадим Самодуров Вадим Самодуров

гендиректор Агентства стратегических коммуникаций

Прошедшие в пятницу в Дубае переговоры помощника президента РФ Владислава Суркова и спецпредставителя США на Украине Курта Волкера не принесли сенсационных результатов. И, тем не менее, они свидетельствуют о крайне важном процессе – решать судьбу Донбасса за Украину будут именно США и Россия.

Площадка Сурков – Волкер с середины прошлого года отодвинула на второе место и Минск, и «нормандский формат». Европейцы не только не смогли или не захотели использовать необходимые рычаги для давления на Украину, дабы та начала выполнять достигнутые соглашения. Они даже не инициировали торг с Россией. Никакого диалога, по сути, не было, французы и немцы выполняли роль пассивных статистов.

С этой точки зрения США – более эффективный партнер в решении проблемы Донбасса.

Парадоксально, но факт – несмотря на больший, нежели у европейцев, антагонизм интересов с Россией, в Вашингтоне есть люди, обладающие политической волей для решения тех или иных вопросов. Ну а на чьих условиях будет урегулирован вопрос Донбасса, зависит от желаний и возможностей нашей дипломатии.

Украинцы совершили большую ошибку в 2014 году, отказавшись еще тогда предоставить широкую автономию мятежному региону. И продолжали из года в год повторять ее, усугубляя положение.

Ведь в 2014 году ни Европа, ни США не были готовы к конфронтации с Россией, «паровой каток санкций» только начинал запускаться, и в Киеве могли договориться и с Донбассом, и с РФ на выгодных для себя условиях.

Теперь всего этого не будет – только Россия, только американцы: от этих двух игроков будет зависеть, в каком качестве отделившиеся территории востока Украины продолжат свое будущее. Киев потерял шанс предложить свои условия, которые можно было бы учесть при решении проблемы.

Не удивительно, что пока переговоры Суркова и Волкера не привели ни к каким договоренностям. Нужно время, чтобы стороны распознали интересы друг друга и поняли, насколько готов уступить каждый из оппонентов. Рано или поздно это общение принесет реальные и ощутимые результаты.

К тому же переговоры в рамках этого формата могут ускориться в случае смены Волкера, пока что проваливающего американскую миссию, на другого политика.

Пока же идет процесс выяснения предметов торга.

Американцы говорят русским: «Мы в курсе, что вы оказываете поддержку Донбассу, и вы видите, что мы тоже способны поставлять оружие – но не Донбассу, а его противнику – Украине».

Русские в ответ: «А вы посмотрите, как получающая ваше оружие страна нарушает достигнутые в Минске договоренности. Взять хотя бы закон о «реинтеграции», закрепляющий блокаду региона и в котором Россия названа «агрессором». Это уже не говоря про многочисленные военные преступления Украины».

Подобный обмен любезностями и прощупывание слабых сторон может продолжаться еще некоторое неопределенное время – пока не лопнет терпение. Нет, не России и США, стран, обладающих огромными запасами материальных и людских ресурсов и политически более стабильных, а Украины.

У Киева просто-напросто нет нескольких лет на терпеливое продавливание своих позиций в Донбассе. Наоборот, мы видим, что в социально-экономическом отношении Украина уже не просто уходит из Донбасса, а давно ушла. У Киева остается только один инструмент давления на непокорный регион – военный.

И он сопряжен с целым рядом издержек. И чем нестабильнее внутриполитическая ситуация на Украине, чем ниже поддержка президента Порошенко, тем больше возрастает возможность использования военного инструментария решения проблемы Донбасса с далеко идущими последствиями.

На самом деле и для России, и для США это стало бы своего рода избавлением от груза напряженности и взаимных обвинений, своеобразной разрядкой, когда Россия согласилась бы, например, на приход в Киев к власти проамериканского президента – в обмен на отвод войск и замораживание вопроса о статусе региона или даже признание его независимости.

А проект резолюции США о вводе «голубых касок» в Донбасс окажется не принципом, от которого нельзя отступать, а предметом торга, как, впрочем, и признание Крыма неотъемлемой частью России.

Пройдет еще несколько встреч помощника российского президента и спецпредставителя Госдепа на Украине, прежде чем мы увидим конкретные соглашения. Но рано или поздно это произойдет.

..............