Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

10 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

38 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
5 ноября 2015, 12:52 • Авторские колонки

Александр Разуваев: Лукашенко стирает нули

Александр Разуваев: Лукашенко стирает нули

О возможной деноминации представители белорусского Нацбанка говорили еще пару лет назад. Деноминация – обычное явление для постсоветских республик. Но и в этом вопросе я столкнулся с «финансовым сепаратизмом».

Президент Беларуси Александр Лукашенко объявил о проведении с 1 июля 2016 года деноминации белорусского рубля. Замена денежных знаков продлится до 31 декабря 2016 года. Новый белорусский рубль будет равен прежним десяти тысячам.

Решение о деноминации белорусского рубля экономически оправданно

Это решение говорит о том, что белорусские монетарные власти уверены в контроле за инфляцией. Ожидается, что в следующем году рост индекса потребительских цен не превысит 12%.

О возможной деноминации представители белорусского Нацбанка говорили еще пару лет назад. Деноминация – обычное явление для постсоветских республик.

Одиннадцать из них в свое время проводили подобную меру. В самой Беларуси – дважды. В 1994 году убрали один ноль, 15 лет назад – еще три.

В России деноминация, если кто помнит, была достаточно давно, коэффициент у нас составил 1:1000, новые деньги у нас появились с 1 января 1998 года.

Некоторые недалекие граждане полагают, что деноминация несет в себе риски финансовых потерь. Однако, на самом деле, это, скорее, техническая, чем экономическая мера, которая должна сделать жизнь граждан более удобной.

Согласитесь, странно, когда вечер с девушкой в модном минском ресторане мог стоить два-три миллиона белорусских рублей.

Белорусская экономика по-прежнему сильно зависит от ситуации в России, прежде всего, от курса российского рубля. От него зависит рентабельность белорусского экспорта в Россию. Не секрет также, что многие белорусы работают в Москве, Петербурге и других российских городах, перечисляют часть заработанного своим семьям.

Решение о деноминации белорусского рубля экономически абсолютно оправданно. Однако есть более сильная и интересная идея. Алтын – единая валюта для стран ядра Евразийского союза. Для Беларуси, Российской Федерации и Казахстана. Точные сроки его ввода по-прежнему не ясны.

И российский рубль, и тенге – сырьевые валюты, сильно зависят от цен на нефть. А в текущей ситуации предсказывать цены на черное золото сложно. Важнейшие политические и экономические решения не должны зависеть от сиюминутной рыночной конъюнктуры.

Без единой евразийской валюты единое евразийское экономическое пространство невозможно. Невозможны в принципе единые рынки труда, товаров, услуг и капитала. При вводе евразийской валюты и появлении евразийского регулятора Беларусь вполне может оговорить особые условия. Например, лимит на прямое кредитование Беларуси в евразийском ЦБ в процентах от ВВП республики.  

Я много общаюсь в социальных сетях на различные экономические и политические темы. И недавно столкнулся с так называемым финансовым сепаратизмом. Абсолютно адекватные и лояльные к России люди из Беларуси и Казахстана говорили мне: понимаешь, алтын – это тот же рубль, Россия намного больше и в итоге подомнет наши экономики под себя.

Это принципиально неверно. Контроль за экономикой осуществляет тот, кто контролирует ключевые активы, то есть предприятия, которые создают основу ВВП.

Структура собственности и в России, и в Беларуси, и в Казахстане давно сложилась. Волноваться нет смысла.