23 мая, четверг  |  Последнее обновление — 15:38  |  vz.ru

Терроризму в России сломан хребет

Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Сами того не заметив, мы оказались в новой реальности. Наше государство больше не скрывает свою работу по борьбе с терроризмом, напротив – активно о ней рассказывает. Это значит только одно: ситуация стала полностью подконтрольной. Подробности...

Почему атака США на Huawei была ошибкой

Война США против китайской компании Huawei может привести к концу глобализации. А значит, и к концу американского лидерства в мире, основанного как раз на этой глобализации. Подробности...

Главным собором Екатеринбурга останется Ельцин-Центр

Дмитрий Соколов-Митрич, журналист, писатель
В течение минимального для социологии времени один и тот же город качнулся от одного доминирующего мнения к другому доминирующему мнению. Такое вообще бывало еще когда-нибудь в истории социологических замеров? Подробности...

Зеленский стал шестым президентом Украины

Экс-шоумен Владимир Зеленский вступил в должность президента Украины. В первой речи в новом качестве он назвал всех украинцев президентами, пообещал добиться мира в Донбассе, приведя в пример сборную Исландии по футболу, и распустил Раду

Умерла самая сердитая кошка интернета

Грампи Кэт - самая сердитая кошка интернета и героиня многочисленных мемов умерла 14 мая на руках у своей хозяйки в возрасте семи лет. Причиной смерти стала инфекция мочевого пузыря. Настоящая кличка кошки - Соус Тардар

Россия отмечает День Победы

В Москве в ознаменование 74-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне состоялся Парад Победы. В нем приняли участие 35 пеших парадных расчетов, более 130 единиц современной военной техники и кабриолеты Аurus. Воздушную часть парада пришлось отменить

НОВОСТЬ ЧАСА:Зеленский отказался вести переговоры с Россией

Британию и США унизили в Индийском океане

«наследники бесов»

Соловьев ответил на вызов на дуэль

«не будет диалога»

Президент Грузии ждет от Путина первого шага

лидер «Машины времени»

Макаревич поразился способности чиновников «губить и засирать все вокруг себя»

устройство общества

Америку ждет испытание социализмом

спор за острова

Япония ищет у россиян ключ к возврату Курил

новая власть

Что ждет одиозных министров Порошенко

торговая война

Китай приготовил США редкоземельный удар

Каких животных навсегда потеряла Россия?

Вирус «шестьдесят восьмых»

Владимир Можегов: Блеск и нищета Первой Оранжевой

Обреченность на восхищение

Ольга Андреева: Петр Первый и Сталин – часть одного процесса

Расцвет либерализма

Алексей Алешковский: Перебои с хамоном не надо сравнивать с концлагерем

Победит ли сборная России на ЧМ по хоккею?

Ученые обнаружили в Россию древнейшую чуму на Земле

9 июня 2018, 12:50

Текст: Наталья Ануфриева

Генетикам удалось «воскресить» геном древнейшей чумной палочки, следы которой были найдены на костях людей, живших в окрестностях Самары примерно 3,8 тыс. лет назад.

Исследование обнародовано в журнале Nature Communications, передает РИА «Новости».

Йоханнес Краузе из Института изучения истории человечества в Йене (Германия) рассказал, что найденная чумная палочка «заметно отличалась по устройству ДНК от более ранних версий этих микробов и была полностью приспособлена для распространения через блох».

Краузе и его коллеги уже несколько лет работают над восстановлением истории крупнейшей в истории Европы эпидемии – так называемой черной смерти, вызванной чумной палочкой Yersinia pestis.

В 2011 году группа немецкого ученого восстановила геном этой бациллы, а позже нашла мутации, превратившие безобидную почвенную бактерию, псевдотуберкулезную палочку, в одно из главных смертельных заболеваний 14 века.

В феврале 2016 года Краузе и его коллеги, изучая кости жертв вспышки чумы в Марселе в 18 веке, обнаружили, что пидемия была вызвана тем же самым штаммом Yersinia pestis, который вызвал «черную смерть».

Это стало большой неожиданностью для исследователей, так как они считали, что данная разновидность микроба исчезла, уступив место менее заразным и смертоносным штаммам чумной палочки.

Тогда ученые начали поиски следов чумы в разных уголках Европы и Азии. В Ставрополье им удалось обнаружить свидетельства того, что чума существовала в Старом Свете еще в каменном веке – в то время чумная палочка еще не умела распространяться через блох, что должно было сдерживать ее эпидемии.

В одном из курганов в окрестностях Самары команда Краузе обнаружила захоронение двух людей. Останки сохранились необычно хорошо, что позволило ученым понять, что один из скелетов принадлежал мужчине потенциально протославянского или просто индоевропейского происхождения, и что он содержал в себе множество обрывков ДНК древней Yersinia pestis.

Кости второго человека, чей пол и этническую принадлежность определить не удалось, тоже были покрыты следами чумной палочки, что говорит о том, что они умерли от инфекции вместе и были погребены в одно и то же время.

Исследователи «воскресили» микроба, и выяснилось, что чумная палочка из Самары была совсем не похожей на ту бактерию, чьи останки они нашли в Ставрополье: в ее ДНК присутствовал ген ymt, необходимый для жизни внутри желудка блох.

Это, вместе с тем, что одна и та же бактерия погубила сразу двух людей, свидетельствует о ее распространении от человека к человеку таким же образом, что и «черная смерть», чума Юстиниана и прочие крупные вспышки инфекции в прошлом.

Кроме того, как показало сравнение их геномов, самарскую чумную палочку можно считать «прабабкой» всех этих эпидемий, и подтверждением теорий Краузе о том, что быстрое расселение индоевропейских народов по Старому Свету могло быть вызвано вспышкой чумы, уничтожившей или ослабившей племена охотников-собирателей, заселивших Европу и Азию около 40-35 тыс. лет назад.

Ранее ученые из Норвегии и Италии предположили, что причиной «черной смерти» могли быть не крысы, а люди.