Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Почему Европа никогда не пойдет против США

Никакого общеевропейского сопротивления Трампу по вопросу Гренландии нет. Никакой общеевропейской гибкой позиции по Украине (которая смогла бы вернуть Европе субъектность хотя бы в этом пункте) тоже нет.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский зачищает политическую поляну на Украине

На фоне энергетического кризиса и провалов ВСУ на фронте политические позиции Зеленского слабеют. В такой ситуации репрессии – один из способов удержать власть. Но есть ли для этого у офиса Зеленского силовой и правоохранительный ресурс?

0 комментариев
Илья Ухов Илья Ухов Национальную гордость осетин оскорбили пьянством

Важно защитить уникальное национальное разнообразие, не дать прорасти семенам нетерпимости, уничтожающей традиционный уклад на Северном Кавказе.

5 комментариев
14 октября 2019, 14:46 • В мире

Угрожает ли России сделка Асада с главным врагом Эрдогана

Угрожает ли России сделка Асада с главным врагом Эрдогана
@ Mikhael Klimentyev/ZUMA/ТАСС

Tекст: Иван Абакумов

Конфликт на севере Сирии стремительно разгорается. Армия Башара Асада после сделки с курдами берет под контроль один город за другим. Им навстречу движутся войска Турции, которые также рапортуют об успехах. Между ними в «ловушке» оказались американские военные. Почему эти события вызвали в России и Европе противоположную реакцию?

В понедельник флаги Сирийской Арабской Республики были подняты над государственными учреждениями в курдских городах Хасеке, Камышли, Айн-Исса, Табка и других населенных пунктах, а до этого войска завершили размещение в западных окрестностях города Манбидж, который расположен в 85 километрах от провинциального центра Алеппо.

Это стало возможным в результате договоренностей, достигнутых накануне между курдской автономной администрацией и Дамаском, суть которых заключается в размещении сирийских войск вдоль границы с Турцией.

Напомним, на прошлой неделе президент Турции Реджеп Эрдоган объявил о начале операции «Источник мира» на севере Сирии, направленной против запрещенной в его стране «Рабочей партии Курдистана» (РПК) и террористической группировки ИГ. В тот же день турецкая авиация нанесла удары по ряду населенных пунктов, после чего войска начали наземное наступление.

Параллельно с этим США, ранее поддерживающие курдов, заявили о выводе своих войск из тех районов, куда стремятся турки. Но уже в понедельник их постигла неудача. По словам главы Пентагона Марка Эспера, американские военные оказались в «ловушке» – теперь они зажаты между турецкими войсками, которые двигаются на юг, и сирийскими войсками, которые идут на север.

Таким образом, как ранее и предсказывала газета ВЗГЛЯД, сирийскому лидеру Башару Асаду удалось заключить выгодную сделку с курдами, тем самым расширив контроль над суверенной территорией арабской республики. И это в полной мере совпадает с интересами России.

Но как быть с риском прямого военного столкновения между сирийскими и турецкими войсками? Например, советник турецкого президента Ясин Актай уже поспешил заявить, что Турция даст отпор сирийским вооруженным силам в случае боестолкновения на границе двух стран. Он также добавил, что у Эрдогана крайне недовольны сделкой между курдами и Дамаском, назвав ее «враждебной» для Анкары.

Однако, по мнению директора Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии Семена Багдасарова, Дамаск не мог «смотреть дальше, как Турция просто-напросто пожирает километры сирийской территории». «Потому курды поступили правильно, обратившись к сирийскому правительству за помощью. А Дамаск правильно поступил, договорившись о нюансах с курдами. Лучше поздно, чем никогда», – сказал Багдасаров газете ВЗГЛЯД.

При этом он усомнился в том, что турецкая армия сможет противостоять армии Асада, подкрепленной курдскими соединениями. Эксперт напомнил, что не так давно в ходе операции «Оливковая ветвь» турецкие войска при абсолютном превосходстве в численности и поддержке авиации «еле-еле за три недели прошли 18 километров, перебив немалую часть своего командного состава».

«А сейчас, когда армия Асада будет объединена с курдами, для турок все может закончиться плачевно. И в таком случае Дамаск начнет задумываться над тем, чтобы освободить другие территории, которые оккупированы турецкими войсками», – спрогнозировал Багдасаров.

На этом фоне из Европы все громче звучат призывы к Эрдогану прекратить военную операцию в Сирии. «Франция будет наращивать свои дипломатические усилия в тесной координации со своими партнерами для обеспечения немедленного прекращения нынешнего наступления Турции», – говорится в понедельничном заявлении Елисейского дворца. Кроме того, в Париже заявили о необходимости запретить экспорт вооружений в Турцию. Схожей позиции придерживаются в Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Швеции и ряде других стран Европы.

В это же время, как пишет британская газета Guardian, из-за действий Эрдогана ведущие державы Запада вынуждены объединиться, а единственный способ закончить конфликт – поддержать Башара Асада. Но, по мнению главного редактора журнала «Россия в глобальной политике», директора по научной работе Фонда развития и поддержки клуба «Валдай» Федора Лукьянова, разброс мнений на Западе в отношении Асада свидетельствует об отсутствии у Европы целостной внешнеполитической позиции.  

«Отсутствие политики рано или поздно приводит к тому, что тот, у кого ее нет, начинает метаться из стороны в сторону, оказываясь то в одном, то в другом лагере. Это позиция Европы. От нее звучали заявления о демократии, правах человека, стабильности, но по сути – ничего не было. В результате, когда есть набор идеологических догм и отсутствует политический потенциал – получается то там, то сям», – сказал Лукьянов газете ВЗГЛЯД.

«Но тут можно говорить о другом: между Европой и Турцией расширяется пропасть, которая была намечена уже давно. К тому же сейчас Турция в ярости оттого, что Европа резко осуждает операцию и вводит ограничение на торговлю оружием, грозя санкциями», – добавил эксперт.

«Что касается самого Асада, то куда интереснее обратить внимание на Лигу арабских государств, откуда звучат явственные голоса с предложением вернуть Сирию в эту организацию. Это продиктовано тем, что арабские страны не могут координировать свой подход из-за давления неарабских Турции и Ирана. Но по сути – это признание победы Асада, поскольку ведущие страны ЛАГ всего пару лет назад говорили, что Асад не имеет права называться руководителем», – заключил Лукьянов.

В России же о ситуации на севере Сирии высказываются весьма дипломатично. Так, глава комитета Совфеда по международным делам Константин Косачев заявил, что военная операция, с одной стороны, усложнила ситуацию в регионе, с другой – поспособствовала налаживанию диалога курдов с Дамаском. Сенатор уверен, что «риск открытого турецко-сирийского конфликта невелик, поскольку у Анкары, судя по всему, нет намерения силой захватить сирийские территории».

«Цели президента Эрдогана вполне прозаичны: в турецких пограничных районах скопились более 3,5 млн сирийских беженцев, и Анкара рассчитывает переселить хотя бы миллион из них на те земли, на которых она сейчас проводит свою военную операцию», – сказал Косачев, добавив, что Россия последовательно выступает за активизацию диалога между всеми участниками конфликта.

А пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая на вопрос журналистов о возможном столкновении Сирии и Турции, заявил, что в Москве «не хотели бы думать о таком варианте», давая понять, что Кремль продолжает контролировать ситуацию в регионе.