Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

8 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

38 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
12 сентября 2023, 18:15 • Общество

Как бывшие ПТУ стали популярнее вузов

Выпускники школ теперь предпочитают поступать в колледжи, а не университеты

Как бывшие ПТУ стали популярнее вузов
@ Алексей Сухоруков/РИА Новости

Tекст: Марина Лемуткина

В российском образовании незаметно произошел поистине радикальный переворот. Колледжи – они же бывшие ПТУ, профтехучилища – стали престижны и популярны. Как это случилось и какими словами сами бывшие школьники объясняют свои изменившиеся предпочтения?

История соперничества систем высшего и среднего профессионального образования (СПО) в нашей стране знавала всякое. В советские времена в вузы попадали немногие – не более 20% закончивших школу. Все остальные шли в систему начального и среднего профобразования либо прямиком на производство. И о высшем образовании могли только мечтать.

В 1990–2000-е годы ситуация радикально меняется. Учащимися университетов в это время становились до 100% выпускников школы. А ряд приемных кампаний и вовсе завершались набором в вузы не только практически всех вчерашних одиннадцатиклассников, но и многих из не прошедших по конкурсу в прошлом. И численность студенчества тогда взлетала до 102–103% от школьного выпуска текущего года, оставляя у населения тяжелое чувство сюра.

Те десятилетия стали низшей точкой падения российского профтехобразования. Его госфинансирование приближалось к нулю, оборудование и учебные программы профтехучилищ и техникумов выглядели устаревшими чуть ли не на полвека, преподаватели разбегались, а студенты не учились ничему путному. Люди среднего возраста наверняка помнят, как дома их пугали: «Будешь плохо учиться в школе – пойдешь в ПТУ!» И то была не пустая угроза.

Казалось, отечественной системе СПО пришел конец, и ей уже не подняться. Но с середины 2010-х годов ситуация стала меняться.

Первой ласточкой в 2012 году стало присоединение России к международному движению WorldSkills и перевод обучения высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена на современные международные стандарты. Вначале это коснулось отдельно взятых специальностей и профессий, которым обучали в отдельно взятых колледжах. Но затем круг участников расширился. А вскоре сформировалась группа лидеров, на которую стали ориентироваться все.

Новшества сразу поддержали работодатели, остро нуждавшиеся в высококачественных специалистах. Вначале робко, а затем во все больших масштабах они подключались к разработке актуальных учебных программ, а затем и к переоснащению техникумов и колледжей современным учебным оборудованием.


Усилилось и финансирование системы СПО. Бюджетные средства уже не исчезали в «черной дыре» тотального развала, а реально – причем во все больших объемах – шли на подготовку кадров, востребованных экономикой. Работодатели-частники также начали вкладываться в систему СПО.

И совокупность принимаемых мер сработала. К началу 2020-х годов российское среднее профессиональное образование удалось модернизировать до такой степени, что перемены прочувствовало и оценило общество. С тех самых пор число желающих поступить в колледж с каждым годом стало расти, а популярность высшего образования, соответственно, падать.

По официальным данным, уже в 2022 году число абитуриентов колледжей и техникумов превысило число желающих поступить в вузы. Как уточняет «Учительская газета», 1 сентября 2022 года за парты колледжей сели 800 тыс. первокурсников, всего же в ссузах России на тот момент обучались 3,45 млн студентов.

Среди самых востребованных абитуриентами направлений подготовки в системе СПО оказались сестринское дело, информационные системы и программирование, специальности повара, кондитера, а также техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.

Крайне популярны у поступающих в колледжи и информтехнологии. Образование в сфере ИТ там получают 275 тыс. студентов, причем в колледжах обучают специалистов по 12 различным ИТ-направлениям.

Что касается высшего образования, то на программы бакалавриата и специалитета, по данным кабмина, в 2022 году поступили 651 840 первокурсников. И нынешний год продолжил наметившийся тренд. «Сегодня большинство школьников выбирают среднее профессиональное образование!» – констатировал на недавнем Московском урбанистическом форуме директор департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин. Его слова подтверждает и министр образования России Сергей Кравцов, подводивший итоги вступительной кампании 2023 года:

«Колледжи обогнали высшие учебные заведения по количеству поступающих».

Между тем совершенствование системы СПО продолжается. В 2022 году стартовал федеральный проект «Профессионалитет», призванный обеспечить полный перезапуск квалифицированных специалистов среднего звена к 2030 году. Основой этой модели станет создание образовательно-производственных центров (кластеров), предполагающих интеграцию колледжей и организаций профильного сектора экономики. А в итоге – подготовка кадров, полностью замкнутая на реальные потребности экономики.

Правда, пока перемены затронули не все учреждения СПО. Но выпускники школы, как свидетельствуют абитуриентские чаты, и без того успели оценить обновленную систему СПО. И, что называется, стали активно голосовать за нее «ногами».

«Стоимость обучения в колледжах на порядок меньше, чем в хороших вузах; нет злополучного ЕГЭ и дорогой подготовки к нему (прием осуществляется по среднему баллу аттестата); выбор профессий такой же разнообразный, как в вузах; более тесная связка колледжей с работодателями, что гарантирует студентам трудоустройство и актуальность учебных программ с упором на практические занятия, а не теоретические словоблудия в университетах; обретение профессии и вступление в трудовую жизнь на два-три года раньше, чем в вузах; равноценность в условиях острого дефицита рабочих кадров для работодателей дипломов СПО и ВПО; отсутствие ощутимой разницы в заработной плате выпускников» – так объясняют преимущества современного профтехобразования сами абитуриенты.