Лужков предостерег Запад
![]() |
15 июня 2006, 23:41
Фото: ИТАР-ТАСС Текст: Василий Печко |
Мэр Москвы Юрий Лужков в статье «Мы и Запад» поделился своими идеями относительно места России в современном мире. По его мнению, в настоящее время Россия переживает «возвращение» на политическую арену в виде сильного демократического государства. В то же время страны Запада не могут отказаться от установившихся еще во времена холодной войны стереотипных взглядов на Россию как на имперское, антидемократическое государство.
По мнению автора статьи, опубликованной в «Российской газете» 15 июня, главным чувством, характеризующим отношения России и Запада сегодня, является недоумение. По мнению московского мэра, это чувство продиктовано тем впечатлением, которое на Запад производит зрелище России, постепенно приходящей в себя после хаоса и неразберихи 90-х.
Реакция Запада
По мнению Лужкова, Запад должен отказаться от неправильного понимания слов и смысла событийЕвропа привыкла относиться к России как к соседу, обладающему «обширной, необъятной и суровой территорией», несущему для европейских стран необъяснимую смутную угрозу. Отсюда и желание контролировать «соседа», и нежелание смириться с претензиями России на суверенитет и самобытность.
Именно этими чувствами, с точки зрения московского градоначальника, объясняются «глубокомысленные размышления о настигшем Запад кризисе в отношениях с Россией. И дипломатичная «озабоченность» планами России по развитию и укреплению собственной экономики. И призывы защитить мир от энергетической экспансии русских, подминающих под себя соседей с оранжевым отливом. И удрученные стенания об авторитарном русском медведе, не понимающем и топчущем демократию». В целом такая реакция Запада напоминает «отчаянную, но от того не менее безумную истерику».
Между тем, отмечает автор статьи, причин для такого видения России у Запада нет. Даже западные политологи начинают понимать настоящую роль «русского медведя» на мировой арене. В доказательство своих слов Лужков цитирует руководителя российско-евразийской программы Центра Карнеги Эндрю Качинса, который в своей статье, опубликованной в Wall Street Journal, делает вывод, что Россия вернулась на политическую арену и «вновь обрела силу после двух десятилетий упадка».
Лужков утверждает, что Россия не является страной, которую можно было бы определить в границах распространенных стереотипов. «Нет никакой новой «империи зла». Нет никакого «авторитарного монстра». Есть Россия, которая вновь осознает свои национальные интересы и готова их защищать. Не лучше, но и не хуже, чем те же США, европейские державы, другие страны мира», – говорится в статье.
Теперь, утверждает мэр, одной из главных задач, стоящих перед странами Запада, является пересмотр отношений с Россией. «Возможно, кому-то это трудно осознать, но это необходимо сделать. Просто для того, чтобы проводить реалистичную политику, адекватно оценивать ситуацию, строить нормальные и партнерские отношения с нашей страной. Это действительно лучше, чем пытаться махать «оранжевыми флажками» и выдумывать магические заклинания с целью отбросить Россию назад».
«Глобальный эгоизм»
![]() Мэр Москвы Юрий Лужков (фото: ИТАР-ТАСС) |
Согласно этой точке зрения «будущее человечества должно было превратиться в механический процесс перемалывания стран, народов и культур, где не все дойдут, дотянутся до «зияющих высот» цивилизации современного западного общества.
Такая «невыносимая легкость бытия» позволяла Западу не учитывать остальной мир и одновременно порождала «глобальный эгоизм» западной цивилизации – право вмешательства в любую ситуацию в любой точке Земли на основании «гуманитарных» соображений и ценностей прогресса», – говорится в опубликованном в РГ материале.
Тем не менее, пишет Лужков, «ноша «внешнего управления государствами и народами» при уничтожении понятия «национального суверенитета» может оказаться неподъемной». Провозглашая волю сильного решать, «кто прав, а кто виноват», Запад попадает в ловушку, позволяя, в частности, террористам решить, что они могут распоряжаться чужими судьбами и жизнями.
По мнению Лужкова, в свете необходимости пересмотра отношения к России Запад должен, используя терминологию Конфуция, провести «исправление имен», отказаться от неправильного понимания слов и смысла событий.
В частности, Запад должен правильно понять процессы, происходящие в общественно-политической жизни России. «Процессы демократизации в России отличаются своей спецификой. Эта специфика в том, что демократические процессы последних 15 лет в нашей стране практически не имеют аналогов в ее истории. Все новое всегда тяжело в освоении, чревато ошибками и необходимостью их исправления.
Ровно этим исправлением Россия сегодня и занимается. Потому что десятилетнее плавание «без руля и ветрил» в 90-е годы привело российскую нацию к пониманию необходимости более осмотрительного движения в будущее, необходимости разумного консерватизма, осторожности в дальнейших преобразованиях. России нужна была политика увязывания между собой традиционных ценностей, без которых общество перестанет существовать, с демократией, без которой общество не сможет развиваться. Именно такая политика и проводится в России сегодня», – утверждает автор статьи.
Лужков отрицает существование «штамповочного» стандарта демократии, приложимого к любой стране мира. Любая страна стремится к оптимальному сочетанию ценностей своей истории и культуры с институциональными механизмами демократии.
«Аналогично в мире существует не одна-единственная модель автомобиля на все времена, и люди ездят на том, что им удобнее и нужнее, – от малолитражек до внедорожников. И модели эти значительно отличаются друг от друга – как Toyota, Mercedes или заокеанский Ford», – развивает свою мысль московский мэр.
Исходя из всего вышесказанного градоначальник призывает Запад не бояться России, не смотреть на нее сквозь линзы стереотипов, а попытаться выработать отношение, в котором главными будут принципы сотрудничества и кооперации, а не чувство опасности и угрозы.
«Естественно, в отношениях России и Запада многое действительно нужно менять. Нужно действительно уйти от наследия прошлого, избавиться от замызганных трафаретов холодной войны, перестать рассматривать отношения почти исключительно через призму потенциалов сдерживания и необоснованных подозрений. Это в корне неверно. Необходимо существенно расширить свои знания друг о друге и сферы сотрудничества, сместить акценты в сферу экономики, диалога между общественными институтами», – пишет в заключение статьи московский мэр.