Глеб Простаков Глеб Простаков «Северные потоки» – козырная карта в большой геополитической игре

Игра вокруг неработающих «Северных потоков» содержит целый ряд занимательных сюжетов. Германская линия остается самой неопределенной, но и самой интересной одновременно. Если следствие докажет вину политического и военного руководства Украины, последствия могут быть весьма серьезными.

7 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Падение Асада создаст Израилю проблемы, а не возможности

Не получится ли так, что вместо «Хезболлы» и Асада Израиль получит куда более серьезных противников в лице новых руководителей Сирии или даже Иордании, а в Ливане появятся организации, куда более опасные для Израиля, только суннитского толка?

3 комментария
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Как России трактовать сирийский опыт

Умение признавать, что события развиваются подчас нежелательным для России образом, как в случае с Сирией, должно сочетаться с полной готовностью к продолжению борьбы и уверенностью в нашей стратегической дееспособности.

16 комментариев
3 октября 2005, 15:32 • Политика

Вынужденное сближение

Вынужденное сближение Украины с Россией

Вынужденное сближение
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Сергей Ильин

В конце прошлой недели в Москве побывал новый премьер-министр Украины Юрий Ехануров. Глава украинского правительства провел переговоры с премьер-министром России Михаилом Фрадковым и был принят президентом Владимиром Путиным. Похоже, охлаждение, наблюдавшееся в отношениях между двумя странами, подходит к концу, что объясняется в числе прочего внешнеполитической ситуацией на самой Украине.

Юрий Ехануров приехал в Москву, еще не успев толком вступить в обязанности премьер-министра. Судя по всему, логика тут достаточно простая. С одной стороны, «визит вежливости» к могущественному соседу и главному экономическому партнеру (напомним, первую свою зарубежную поездку в ранге президента Украины Виктор Ющенко тоже совершил именно в Россию). С другой – достаточно очевидно, что задачей визита стало недвусмысленно обозначить изменения вектора украинской внешней политики.

Друзья-противники

Если Украина теперь ориентируется на Европу, то пусть она и за газ расплачивается по европейским ценам

После победы оранжевой революции и вступления в должность президента Ющенко аналитики в один голос заговорили о неизбежном ухудшении отношений между Киевом и Москвой. Охлаждение действительно наступило, и удивляться этому после демонстративной поддержки Кремлем Виктора Януковича едва ли приходится. Однако, как говорится, есть нюансы.

Во-первых, охлаждение отношений пошло во вред скорее Украине, чем России. Москва, по большому счету, претерпела наибольшее унижение во время самой выборной кампании – и, скажем так, «хуже уже было некуда». То есть возможны были совсем уж болезненные варианты типа немедленного вступления Украины в ЕС или НАТО, но до этого явно еще далеко. К примеру, в Евросоюз Украину, судя по всему, примут не раньше чем лет через 10. «Майданные» ожидания того, что средняя зарплата на Украине увеличится до уровня 1000 евро, выглядят сейчас сугубо утопическими.

А вот обратная сторона «европейской ориентации» налицо. На днях директор Международного института политических исследований, член научно-экспертного совета СФ Вячеслав Игрунов (прямо скажем, не самый большой «ястреб») высказался в том смысле, что если Украина теперь ориентируется на Европу, то пусть она и за газ расплачивается по европейским ценам. И речь об этом уже не первый месяц идет не только на уровне экспертов, но и в заявлениях «лиц, принимающих решения».

В Газпроме уже было принято принципиальное решение, согласно которому цена на газ с 2006 года вырастет с 50 до 180 долларов. Заметим, что такой скачок даст совершенно непосильную для украинского бюджета дополнительную нагрузку в размере порядка 5 млрд. долларов США. А с экономикой у нашего южного соседа и так все, мягко говоря, не очень хорошо: с зимы один кризис следовал за другим (мясной, бензиновый, газовый, сахарный), и все это на фоне ощутимого роста цен и резкого замедления экономического роста.

Переменчивый партнер

Юлия Тимошенко
Юлия Тимошенко
И тут мы переходим к другому важному аспекту российско-украинских отношений. Дело в том, что практически все недружественные для России шаги делались не президентом Украины, а правительством. К примеру, майский бензиновый кризис был почти на ровном месте спровоцирован популистским решением Юлии Тимошенко. Тогда, напомним, была сделана попытка ввести госрегулирование тарифов на поставляемые из РФ энергоносители. В результате разруливать ситуацию пришлось лично Виктору Ющенко, а правительство едва не оказалось отправленным в отставку.

Впрочем, Юлии Тимошенко удалось сохранить за собой пост еще на несколько месяцев. Более того, ей удалось стать самым популярным политиком страны – и похоже, что электоральный рейтинг у нее никак не снизился и сейчас. Популизм – вещь хоть и опасная, но приносящая бесспорные политические дивиденды, и на фоне куда менее харизматичного Ющенко «пани Юля» действительно смотрится более выигрышно.

Некоторые представители российского экспертного сообщества даже заговорили о том, что в «игре между Ющенко и Тимошенко» России следует поддержать именно «оранжевую леди». На наш взгляд, идея эта неудачна и попросту опасна. Вопрос даже не в том, чему верить: антироссийской позиции Тимошенко на Майдане и во время премьерства или ее нынешним заигрываниям с Донбассом и Москвой. Все несколько хуже.

Дело в том, что Юлия Владимировна – игрок не просто несистемный, но и в каком-то смысле антисистемный. Высокая принципиальность никогда не была сильным местом политиков, но Тимошенко, похоже, приближается к абсолюту беспринципности, действуя исключительно в интересах сиюминутной выгоды. А поскольку расклад сил постоянно меняется, действия подобного политика становятся совершенно непредсказуемыми – и зачем, спрашивается, России такой переменчивый партнер?.. Российско-украинским отношениям нужна в первую очередь стабильность, а ожидать стабильности от г-жи Тимошенко никак не приходится.

Новый старый начальник

Виктор Янукович
Виктор Янукович

Понятно, что Юрий Ехануров достаточно блекло смотрится на фоне своей предшественницы, да и вообще выглядит типичным «техническим премьером», компромиссной фигурой. Хотя в его послужном списке значится, к примеру, пост первого вице-премьера страны (в 1999-2001 годах; а тогда Кабинет возглавлял не кто иной, как Виктор Ющенко). Собственно говоря, и нынешний президент Украины, и вновь назначенный премьер имеют общий «генезис»: оба выходцы из советской номенклатуры (один из финансовой сферы, другой – из строительной). Оба прекрасно знают правила игры и неоднократно демонстрировали способность по ним играть, в отличие, к примеру, от той же Тимошенко.

К той же номенклатуре относится и фигура Виктора Януковича. И вполне логично предположить, что протянутой руке «неистовой Юлии» он предпочтет союз со своим недавним злейшим соперником. Да, придется изрядно поступиться собственной гордыней, но и сам Ющенко находится в той же самой ситуации. А ставки велики: напомним, что через полгода грядут парламентские выборы, а после декабрьской реформы полномочия Рады и избираемого ей премьер-министра многократно возрастают.

И перед Ющенко, и перед Януковичем, по большому счету, уже сейчас одна и та же задача: не допустить прорыва Тимошенко во власть. Виктор Андреевич от предложенного Юлией Владимировной союза уже отказался (во избежание полной потери лица), откажется скорее всего и Виктор Федорович. И вполне возможно, что в ближайшее время на первый план в украинской конфигурации выдвинется не треугольник «Ющенко – Тимошенко – Янукович», а новый расклад: «Ющенко – Янукович – Москва».

При этом именно Москва сейчас оказалась, похоже, в наиболее выигрышной ситуации. С одной стороны, она находится «над схваткой», с другой – выступает своеобразным «цементным раствором» будущего союза двух Викторов. Тем более с поправкой на то, что между сторонами имеет место значительное совпадение позиций: так, отмена курса на реприватизацию (о которой говорил в Москве Ехануров) явно не противоречит ничьим интересам.

Похоже, для России настал весьма выгодный момент – и было бы очень обидно упустить шанс. Причем обидно вдвойне – с учетом того провала, к которому привели неуклюжие действия России прошлой осенью.

Другой вопрос, что очень уж громко торжествовать по поводу происходящего тоже не стоит, и это относится не только к представителям экспертного сообщества и СМИ, но и к политической элите России. Уроки осени прошлого года еще свежи в памяти, и потому оптимальным представляется демонстративное дистанцирование Кремля от внутриукраинских политических разборок.

В то же время никто еще не отменял озвученный год назад Владимиром Путиным тезис о том, что Москва в своей внешней политике (в особенности на постсоветском пространстве) стремится к выстраиванию отношений в первую очередь с действующими руководителями государств. Аккуратное сочетание этого тезиса с принципом равноудаленности будет, пожалуй, оптимальной тактикой для развития российско-украинских отношений.

..............