Мы привыкли к локализации иностранных автомобильных брендов в России. Калуга, где за десятилетие вырос мощный автомобильный кластер, стала символом этого подхода: технология – от глобальных производителей, рынок – российский, эффект – мультипликативный. Но мир изменился. Санкционное давление и фрагментация глобальной экономики, ускорение региональных интеграций в Большой Евразии требуют не ждать возврата прежних схем промышленно-технологической кооперации, а собирать новые – практичные, модульные, с четкой связкой «производство – сбыт – финансирование – нормативное регулирование».
Показательный кейс – объявленный на днях в Бишкеке проект локализации автомобилей «АвтоВАЗ» под национальным брендом Muras (по-киргизски «наследие»). В последние годы российский автопром последовательно тестирует и масштабирует модели локализации за рубежом – Казахстан («Газель», «Урал», «КамАЗ»), Узбекистан («КамАЗ»), Египет (Lada Granta), Куба («УАЗ»).
В случае с Muras картина и вовсе непривычная. Здесь Россия в лице «АвтоВАЗа» пришла даже не с деньгами, как это часто бывает в отношении республик СНГ, а в качестве технологического партнера. Проект – многоходовая конструкция: от отверточной сборки в 2026-2030 годах к полному производственному циклу после 2035 года.
От стартовых 1,5 тыс. машин к выпуску свыше 7 тыс. машин в год. От первых Granta и Vesta к широкой линейке с Largus, Niva, Iskra. Опыт построения промышленных кластеров здесь пошел дальше, развившись в создание замкнутой экосистемы, где соединились производство, сбыт, обслуживание и финансовый сервис.
Почему для локализации был выбран Кыргызстан? Страна демонстрирует впечатляющие темпы роста экономики (9-12% в год), при этом основные фонды, не исключая транспорт, изношены (почти на 40%) и требуют обновления. Логистика республики открывает дорогу на потенциально интересные азиатские рынки. Зацикленная производственно-сбытовая система позволяет снизить издержки до уровня, когда отечественный автопром, может конкурировать с автомобилями с пробегом от европейских, американских, японских и китайских брендов.
- Toyota отказалась возобновлять продажи новых автомобилей на российском рынке
- Беспилотный грузовик Navio впервые проехал от Петербурга до Казани
- Россия заняла 11-е место по продажам новых автомобилей в июле
Сбыт автомобилей внутри страны и их экспорт в дальнейшем во многом обеспечиваются при помощи лизинга. Следующий этап – развитие международного лизинга. Сегодня сделки между резидентами даже дружественных юрисдикций упираются в регуляторный вакуум: от налогообложения и валютных ограничений до практики изъятия и исполнения обязательств. Задача – унифицировать процедуры обеспечения, предложить механизм урегулирования споров, снять двойное налогообложение и валютно-правовые «шумы», синхронизировать стандарты.
Мы уже проходили эпоху «локализация как цель». Теперь цель другая: связать локализацию с платежеспособным спросом и предсказуемым правом. Там, где эта связка работает, возникают кластеры, похожие на калужский – только распределенные по всей Евразии.






























