С такими кумирами, как Кикабидзе, СССР был обречён

@ «Киномост»

22 июня 2018, 21:20 Мнение

С такими кумирами, как Кикабидзе, СССР был обречён

Вся читающая Россия упоенно порицает (или поддерживает) бывшего соотечественника, уже 27 лет живущего в другом государстве. Хотя обсуждать надо не слова Кикабидзе и не то, был ли Советский Союз тюрьмой народов или раем на земле.

Антон Крылов Антон Крылов

журналист

Вахтанг Кикабидзе давно не снимается в кино, последняя его заметная роль – капитан затонувшего теплохода в фильме Георгия Данелии «Фортуна», снятом в 2000 году. Вахтанг Кикабидзе уже 10 лет как не ездит в Россию после войны 08.08.08, которую в Грузии официально считают российской агрессией.

Но почему-то мнение Вахтанга Кикабидзе о гербе Советского Союза стало чуть ли не самой обсуждаемой темой прошедшей недели (после футбола, конечно).

Политики, деятели культуры и просто неравнодушные граждане наперебой обсуждают позицию грузинского пенсионера, который осмелился радоваться распаду СССР и осуждать герб этой страны, про который без всякого участия Вахтанга Константиновича была сочинена хулиганская частушка «Сверху молот, снизу серп – это наш советский герб, хочешь жни, а хочешь куй, все равно получишь... орден».

Ругать злобного и неблагодарного перевертыша и ностальгировать по советским временам легко и приятно. Как и поддерживать великого артиста Кикабидзе и осуждать советскую тюрьму народов. В зависимости от мировоззрения.

Давно замечено, что любая запись в социальной сети, автор которой либо ругает, либо хвалит СССР, собирает множество комментариев от людей разного возраста – как заставших советскую власть, так и родившихся после краха коммунистического проекта. Не обращая внимания на аргументацию друг друга и не читая исходного текста, они взахлеб доносят до мира свою выстраданную, но, к сожалению, никому особо не интересную точку зрения.

Очень жалко, что «Фейсбука» и других социальных сетей не было 70 с лишним лет назад.

Представьте, 1944 год (27 лет после Октябрьской революции, это как 2018-й относительно 1991-го). Остались считаные дни до полного освобождения советской территории от гитлеровцев. Пожилой финский или польский актер, тридцать с лишним лет назад блиставший на подмостках Санкт-Петербурга, в интервью американской русскоязычной газете заявляет, что орел на гербе Российской империи всегда напоминал ему ощипанного цыпленка.

И вот советские граждане и русскоязычная диаспора дружно отвлекаются от обсуждения наступления Красной армии и союзников (а о чем еще говорить в 1944-м?) и начинают порицать или поддерживать престарелого финна (или поляка). Бред? Бред! Но в 2018 году почему-то подобное никого не удивляет. Вся читающая Россия упоенно порицает (или поддерживает) бывшего соотечественника, уже 27 лет живущего в другом государстве.

Хотя обсуждать надо вовсе не слова Кикабидзе и не то, был ли Советский Союз тюрьмой народов или раем на земле, возродить который – святая обязанность каждого приличного человека. Тут согласия нет и быть не может. Скорее агнец сожрет льва, а Москва-река потечет молоком и медом, чем убежденный антисоветчик хоть в чем-то сойдется с коммунистом.

Но с чем крайне сложно поспорить, так это с тем, что с такими народными кумирами, как Вахтанг Кикабидзе, Булат Окуджава или Владимир Высоцкий и даже недавно скончавшийся Станислав «Так жить нельзя» Говорухин, не говоря уж обо всей плеяде рокеров, Советский Союз был обречен.

И даже Иосиф Кобзон и Лев Лещенко, не пропускавшие ни одного праздничного официозного концерта, ни слова не сказали и ни полдела не сделали в защиту закачавшегося советского колосса.

В современной России есть патриотические актеры, патриотическая эстрада и даже патриотические рокеры и рэперы. На Украине этого добра вообще с перебором. Грузинские деятели культуры, как молодые, так и ранее бывшие советскими, тоже регулярно выказывают готовность противостоять страшному российскому оккупанту (пусть только на словах, на деле же они открывают рестораны в Москве и кормят потенциальных оккупантов аджапсандалом).

Но в СССР фронда была не просто хорошим тоном, а единственно возможным modus operandi практически любого имевшего отношение к массовой культуре человека. Каждый, обнаруживший в себе талант актера, режиссера, певца, писателя и поэта, приходил в «тусовку», которая тогда еще так не называлась, и обнаруживал, что тут можно быть только антисоветчиком. Иное было не просто не модно, а в принципе невозможно.

И если кто-то вступал в партию или давал верноподданническое интервью, то вечером на кухне под включенный магнитофон с записями Высоцкого или Галича, а позднее – Макаревича или БГ, он объяснял товарищу: «Ну, ты же понимаешь, старик, я это только ради детей».

Любой «народный кумир» в СССР в той или иной степени не любил советскую власть, и не так уж важно, по убеждениям или «за компанию». Разделять власть и страну до сих пор очень мало кто умеет, а уж тогда это умение было вообще уникальным. «Ненавижу эту власть» и «ненавижу эту страну» были синонимами просто потому, что другой власти в стране люди не видели и в принципе не представляли.

И дальше можно уже снова сколько угодно спорить – это СССР был таким ужасным, что талантливые люди поголовно были недовольны, или, наоборот, страна была прекрасная, а талантливые люди оказались сплошь, цитируя В. И. Ленина, «не мозгом нации, а ее говном».

Это действительно дискуссионный вопрос. Как и то, где оказался бы Владимир Высоцкий в августе 1991-го и в октябре 1993-го, подписал бы Василий Шукшин обращение интеллигенции к Ельцину с требованием раздавить красно-коричневую гадину и ездил бы в наши дни Виктор Цой в Донбасс и Крым, как Александр Ф. Скляр, или на Украину, как Борис Гребенщиков*, или вообще игнорировал всю бывшую территорию УССР, как Константин Кинчев. Вот только самые аргументированные ответы на эти вопросы ничего не изменят.

Лично мне кажется, что дело все-таки не в Кикабидзе, а в СССР. Народных кумиров не присылали с других планет и не выводили в специальных инкубаторах.

В ситуации, когда все общество, начиная от детей высших руководителей КПСС и заканчивая рабочими и колхозницами, на словах давало клятвы верности стране, а на деле было готово продать душу за импортную одежду, мебель и пресловутую колбасу, творческая интеллигенция была лишь зеркалом, отражающим не самую радостную действительность. Может быть, самую чуточку кривоватым зеркалом, более выпуклым, но никак не окном в другой мир.

В 90-е многие пожалели о своем антисоветизме, как и об уничтоженной стране. Режиссер Георгий Данелия сравнивал Волгу в 70-е годы и в 90-е, когда он снимал фильм «Фортуна»: «Не было бесконечных танкеров и барж. Не было веселых людных деревень. В затонах гнили проржавевшие остовы». Можно по-разному относиться к Советскому Союзу, но труп не самого приятного государства оказался еще менее пригоден для жизни.

С такими кумирами, как Кикабидзе, СССР был обречен. Впрочем, погубил его не Буба и не его друзья, якобы радостно отмечавшие окончательный развал страны в голодном и холодном воюющем Тбилиси декабря 1991 года. Погубили его все советские граждане.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............