Эрдоган давно – еще с нулевых годов – мечтал замкнуть на себе все альтернативные российским пути поставки углеводородов в Европу с восточного, северного и южного направлений. Причем для Анкары это был не только и даже не столько источник заработка, сколько получение рычага давления на Брюссель. И этот рычаг турки использовали бы куда эффективнее, чем Украина.
2 комментарияАлександр Разуваев: Приватизировать «Аэрофлот»?
Приватизация госкомпаний при сохранении государственного контроля – это неплохая идея. И не только как инструмент пополнения бюджета. Однако, вопрос приватизации всегда касается экономической безопасности России.
Генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев в интервью Financial Times заявил, что приватизация компании не будет отвечать интересам ни самой компании, ни страны в целом. Господин Савельев также заявил, что в нынешних условиях России необходим флагманский перевозчик, принадлежащий государству.
Компания инвестирует в российскую авиастроительную отрасль, а это большие инвестиционные расходы. Также генеральный директор «Аэрофлота» привел примеры компаний, которые успешно действовали при государственном контроле – Singapore Airlines, Turkish Airlines, Emirates и Finnair.
«В вопросах качества и сервиса мы находимся в той же группе, что и Emirates, Lufthansa, British Airways», – сказал Савельев, указав, что «Аэрофлот» недавно получил рейтинг четыре звезды от Skytrax.
Глава «Аэрофлота» абсолютно прав. С точки зрения экономической безопасности ключевые, прежде всего, транспортные компании, такие как РЖД или «Аэрофлот», должны контролироваться государством. Достаточно посмотреть на карту России, чтобы понять, насколько это важно, в том числе с точки зрения безопасности полетов.
Государственный контроль должен также присутствовать в ведущих банках, нефтегазовом комплексе, предприятиях ВПК и атомной промышленности. В свое время государству пришлось приложить немало усилий и выложить круглую сумму за контроль в Газпроме, который был утерян в 90-е годы.
Разделить Газпром на транспортную и добывающую компании, а потом выкупить последнюю по сильно заниженной цене мечтал тогда основной акционер ЮКОСа Михаил Ходорковский. На разделе Газпрома очень настаивал Евросоюз, и у данной идеи действительно были шансы на успех.
При этом мнение о том, что государство не может быть эффективным собственником, является либеральным мифом. Достаточно посмотреть на эффективные российские компании – «Сбербанк», «Роснефть», «Аэрофлот». При этом можно вспомнить полные провалы частного сектора – олигархические банки 90-х: «Инкомбанк», СБС-Агро, «Мечел» или «Е-мобиль» Михаила Прохорова. Вопрос не в собственнике, а в качестве менеджмента.Вместе с тем приватизация госкомпаний при сохранении государственного контроля – идея неплохая. И не только как инструмент пополнения бюджета. Рост количества акций в свободном обращении автоматически увеличивает вес компании в различных фондовых индексах, что ведет к росту ее капитализации. То есть котировки растут, акционеры становятся богаче.
При этом 90-е, когда для одной сделки с российскими акциями на бирже необходимо было несколько сотен тысяч долларов, прошли навсегда. Теперь любой рядовой россиянин может открыть брокерский счет и купить бумаги на Московской Бирже на достаточно скромную сумму. Вывод прост: приватизация – это хорошая идея, если только она не противоречит экономической безопасности и прочим интересам государства.
Ну и в заключение немного цифр. Доля государства в «Аэрофлоте» – 51,17%. Капитализация всей компании – 1,5 млрд долларов. Бюджет эти копейки не спасут.
А вот по безопасности полетов, отечественному авиапрому и безопасности России будет нанесен серьезный удар. О чем думает экономический блок правительства, даже теоретически рассматривая вопрос приватизации основного российского авиаперевозчика, можно только догадываться.