Артем Данков Артем Данков Мигранты из Казахстана готовы потеснить узбеков и таджиков

В Центральной Азии происходят процессы, которые могут изменить демографическое лицо региона к середине XXI века. Одна из важнейших тенденций последних лет – трансформация миграционных потоков, в том числе из относительно благополучного Казахстана.

13 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Остановит ли новый папа разрушение Католической церкви

Сможет ли радужное безумие разрушить изнутри старейший институт Европы? Мы еще не знаем; но мы знаем, что это в очень большой степени зависит от одного человека – папы римского Льва XIV.

10 комментариев
Дмитрий Кондрашов Дмитрий Кондрашов Эстония провоцирует конфликт России и НАТО на Балтике

Действия Эстонии необходимо рассматривать как согласованную с союзниками по НАТО деятельность по разжиганию прямого военного конфликта. Новейшая история эстонско-российских отношений показывает способности Эстонии в подобных провокациях.

8 комментариев
21 марта 2012, 21:30 • Авторские колонки

Михаил Соломатин: Новый договор

Михаил Соломатин: Новый договор

Чем бы ни кончилась история с Pussy Riot, какие бы упреки ни прозвучали, какие бы выводы ни были сделаны, главный итог уже ясен: произошло серьезное обрушение одной из опор государственности – авторитета РПЦ.

По многочисленным репликам защитников Pussy Riot вырисовывается образ идеальной Церкви в глазах атеистов и сочувствующих. С их точки зрения, Церковь должна быть конторой, которая:

Ослабление несущей конструкции редко заканчивается чем-то хорошим. И уже неважно, почему так получилось

1) материально поддерживает бедных;

2) одним своим внешним видом укоряет богатых (по всей России, кажется, не найти владельца «Бентли», который не умилился бы, глядя на известную фотографию идущего куда-то пешком сербского патриарха Павла);

3) изобличает преступников, на которых гражданское общество по каким-то причинам стесняется заявить в прокуратуру (долг христианина – погибнуть на арене от зубов диких зверей и жестокости Кесаря);

4) помогает освободиться от остатков совести тем, кому они по каким-то причинам доставляют дискомфорт. Эта функция «скорой психологической помощи», всегда готовой приехать – только свистни – и принять человека таким, каков он есть, – особенно интересная вещь. Новый завет не был договором об оказании человечеству (далее – Заказчик) психотерапевтических услуг, к тому же психотерапевтов всех мастей сейчас навалом, однако общество хочет «повесить» эту функцию именно на Церковь.

Между прочим, есть суфийская притча, будто нарочно придуманная к нынешним скандалам с дорогими часами и автомобилями церковных иерархов. Как-то шейх по имени Баку пришел к мастеру Абу Саиду. Тот восседал на ворсистом ковре, откинувшись на четыре больших подушки. Баку в душе счел предосудительными удобства и роскошь, окружавшие мастера. Он подумал, что все это является неподобающим для суфия. Абу Саид сказал ему: «О шейх, не суди по подушкам и ковру, это поверхностное. Суди по мне и моим поступкам, это сущностное».

Думать в храме о том, сколько стоят часы на руке священника, – глупость несусветная. Человек, который не может себе представить ничего более достойного, чем предметы роскоши, не должен судить о духовном. Примерно то же имел в виду Пушкин, говоря: «Суди, дружок, не свыше сапога!» – но если суждения пушкинского персонажа были обусловлены его профессией, то наши «сапожники» сами выбирают себе идеалы и шкалу ценностей – никто их не неволит.

Все перечисленное – это довольно стандартный (с поправкой на российскую специфику) список претензий к христианам. Но в нашей ситуации есть одна особенность: либеральное общество закрывает для Церкви возможность объяснить свою позицию, не дает ей снять разногласия. Это напоминает известное замечание Довлатова о том, как в разговоре с женщиной, взывая к здравому смыслу, случается неожиданно обнаружить, что ей противен сам звук твоего голоса. Поэтому я и сказал не о каких-то усилившихся разногласиях, а о внезапном обрушении авторитета РПЦ.

Радоваться такому результату не стоит даже антиклерикалам. Ослабление несущей конструкции редко заканчивается чем-то хорошим. И уже неважно, почему так получилось. Гораздо важнее, что будет дальше.

Я хочу подчеркнуть, что речь идет именно о резком изменении отношения к Церкви, из-за которого изменится и ее место в сложившейся системе общественных связей. Общественный договор состоит из правил, которые никто в точности не осознает, но которым все следуют. Как бы кто ни относился к вере и к православию в частности, но и верующие, и неверующие на самом деле привыкли к определенному месту РПЦ в жизни страны: в политике, в социуме, в культуре, в общественной мысли, в дискуссионном поле, в быту и т. д. Это и есть нормальная, стабильная работа общественного института. Условные православные хоругвеносцы или лесбийские активистки находятся от него по разные стороны, но сам институт занимает примерно одно и то же пространство. Кто-то пьет воду из речки, а кто-то еще и охотится на того, кто пьет, но река остается на месте, притом что она может иногда выходить из берегов или пересыхать. Кто-то привычно ратует за обучение школьников основам православной культуры, кто-то столь же привычно рассказывает про «попов в мерседесах», и привычность обоих этих действий лучше всего свидетельствует о жизнеспособности того института, в связи с которым они производятся.

Это относится не только к РПЦ, но и к правительству, к суду, к правоохранительным органам, науке, культуре, образованию, здравоохранению и ко многому другому. Например, суду в России никогда не доверяли по причине как собственно плохих судов, так и правового нигилизма, однако сам институт суда существовал, и именно в таком виде, в виде «суда неправедного», он устраивал всех. Или, скажем, советская власть устраивала даже тех, кто рассказывал про нее анекдоты. С ней считались, свою жизнь планировали с учетом ее существования, признавая тем самым легитимность режима, – а это главное. Тут ключ надо было поворачивать посильнее, там рычажок тянуть потише, был еще десяток правил, но мы знали, что если все сделать – машина поедет. А сейчас, когда масса самых разных людей вдруг одновременно восклицают: «Как нам дальше сосуществовать с РПЦ?» – вдруг понимаешь, что какая-то опора сложившейся своего рода «экосистемы» рухнула.

Тут бы и поговорить на тему «кто виноват», но мне более важным кажется другое: за последние год-два одновременно начало обрушиваться доверие почти ко всем остальным государственным и общественным институтам. Доверие – не в том смысле, что раньше мы считали суд честным, а в том, что мы знали, как с ним жить дальше, а теперь не знаем. Раньше мы знали, что наука «погибает», а теперь уже и не догадываемся, что про нее говорить. Потому что «погибает» обозначало постепенное финансовое, кадровое и идейное угасание – вещь грустную, но понятную. А как назвать нынешнее бодрое перерождение, когда умиравший на твоих руках человек вскочил, блестя клыками? Тут уже не «друг умирает», а бежать надо. Казалось бы, как только в интернете не ругали то и се, пятое и десятое, но если вспомнить события и разговоры последних месяцев, то повсюду заметно одно и то же: вместо привычной критики – замешательство и непонимание, что со всем этим делать.

Прямо сейчас на наших глазах происходит пересмотр того общественного договора, который был заключен отчасти в советское, отчасти – еще в царское время. Вся система верований в то, что медицина должна быть устроена так, а школа – эдак, рушится, только успевай отскакивать. Очень скоро мы окажемся в совершенно новой реальности. И все пункты прежнего договора придется перезаключать заново.

..............