Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

22 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
21 марта 2012, 20:12 • Культура

«Двери покаяния открыты для всех»

Всеволод Чаплин: Двери покаяния открыты для всех

«Двери покаяния открыты для всех»
@ РИА "Новости"

Tекст: Кирилл Решетников

«Одно дело – диалог, а другое – политические акции и кощунственные действия. Которые являются не примером готовности к диалогу, а попыткой приобрести скандальную славу путем оскорбления людей и причинения им боли», – объяснил газете ВЗГЛЯД протоиерей Всеволод Чаплин, комментируя свое намерение открыть центр современного искусства.

Глава синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин сообщил о том, что собирается открыть центр современного искусства при храме Святителя Николая на Трех горах в Москве, где он служит настоятелем. С предложением участвовать в этом проекте священник обратился к известному арт-деятелю, галеристу и директору Пермского музея современного искусства Марату Гельману.

Диалог с нереалистическим искусством, назовем его так, у Церкви был всегда

Это событие знаменательно сразу в нескольких отношениях. Во-первых, протоиерей Всеволод Чаплин известен довольно жесткой позицией по ряду светских и, в частности, культурных вопросов: так, он предлагал ввести общенациональный дресс-код и призывал внедрить в современную моду особый православный стиль, упрекал интеллигенцию в русофобии и анархизме, а также пропагандировал идею православных ночных клубов без стриптиза и наркотиков. Во-вторых, идея Чаплина об арт-центре при церкви рассматривается многими в контексте критической реакции части общества на крайне жесткую оценку, данную священником недавней скандальной акции группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. В-третьих, еще совсем недавно Всеволод Чаплин и Марат Гельман* были непримиримыми оппонентами.

Газета ВЗГЛЯД расспросила Всеволода Чаплина о том, как будет функционировать центр современного искусства при храме и какие произведения искусства ценит сам священник.

ВЗГЛЯД: Идея арт-центра при церкви, очевидно, подразумевает некий новый формат, отличный от того, что нам предлагают другие места культурного досуга. Интересно было бы узнать, как вы себе его представляете.

Всеволод Чаплин: Видите ли, ничего нового в этом формате нет. У нас при приходе в Бибирево много лет действует рок-клуб, а в храме Святой Татьяны, например, была выставка так называемого актуального искусства. В рамках нового проекта мы начинаем сотрудничество с клубом «АртЭрия» – ранее он располагался в Центральном доме работников искусств, откуда его попросили удалиться, поскольку, очевидно, площади были нужны для более коммерческого использования. У этого клуба уже есть своя устоявшаяся программа: фолк-музыка, рок, авторская песня, фестивали, лекции и дискуссии на разные темы. Собственно, с этим клубом мы и будем взаимодействовать, хотя открыты и для всех других предложений.

ВЗГЛЯД: Вами было оговорено, что произведения, которые будут представляться на этой площадке, не должны противоречить христианской нравственности. Какое искусство приемлемо лично для вас, какую музыку вы слушаете?

В. Ч.: Я не буду стоять над душой у этого клуба. Если узнаю, что там происходит что-то кощунственное или безнравственное, то, конечно, вмешаюсь, но клуб «АртЭрия» я знаю довольно хорошо и уверен, что у этих людей есть и вкус, и нравственное чувство. Что же касается моих пристрастий в музыке, то я стараюсь по крайней мере раз в две недели ходить на концерты и, как все нормальные люди, люблю Баха, Бетховена, Вагнера. Но интересуюсь также музыкой XX и XXI веков, увлеченно ее слушаю. Здесь мой любимый композитор – наверное, Шостакович. С огромным интересом слушаю весьма нестандартные эксперименты Владимира Мартынова, хотя, с другой стороны, общаюсь с таким композитором, как Алексей Рыбников. Очень люблю Арво Пярта, лично общался и с ним. Слушаю рок и фолк, в несколько меньшей степени – авторскую песню. Я не считаю, что для царствия Божия и для царства хорошего вкуса потеряны люди, исполняющие поп-музыку. Хотя стилистически я от нее далек – я ведь рос на альтернативном искусстве, а искусства советского чурался уже с юных лет. В любом художественном стиле и в любой культурной генерации есть хорошее и плохое, прекрасное и безвкусное, осмысленное и тупое. Из этого и исходим, как говорят в МИДе.

ВЗГЛЯД: Когда вы говорите, что воспитывались на альтернативном искусстве, вы, очевидно, имеете в виду не альтернативное искусство вообще, а то, которое было альтернативно официальному?

В. С.: Да, совершенно верно. Я слушал авторскую песню, Александра Галича. Слушал рок, как западный, так впоследствии и наш, а также то, что тогда называлось авангардом: Шнитке, Губайдулину, Пярта. Читал писателей-диссидентов, русских религиозных философов. Читал то, что принадлежало к большой традиции религиозно-социальной публицистики и составляло значительную часть тамиздата и самиздата, причем с некоторыми из этих авторов познакомился лично, еще учась в школе. В изобразительном искусстве я, увы, не силен, предпочитаю музыку и тексты.

ВЗГЛЯД: Есть основания ожидать, что в рамках арт-площадки при храме как представители современного искусства, так и представители Церкви должны будут пойти на существенные компромиссы. Так ли это, по-вашему?

В. Ч.: Собственно, пока площадка планируется как концертная. Будут интересные предложения по выставкам – будем их рассматривать. А диалог с нереалистическим искусством, назовем его так, у Церкви был всегда. Я сам в 1988 году был одним из организаторов выставки в галерее на Солянке. На этой выставке, посвященной тысячелетию крещения Руси, произведения авангардистов и концептуалистов впервые встретились с иконами, в частности принадлежащими к личной коллекции покойного патриарха Пимена. Среди художников, выставлявшихся там, были Валерий Юрлов, Виталий Линицкий, Борис Лаврентьев-Хотимский. Свидетельств об этой выставке, к сожалению, почти не осталось. Упоминаний о ней в официальной прессе почти не было (речь ведь все-таки еще о советском времени), хотя я написал о ней в «Журнале Московской патриархии», причем в английском варианте – я тогда работал в английской редакции этого журнала. Так что диалог никогда не прекращался, но одно дело – диалог, а другое – политические акции и кощунственные действия. Которые являются не примером готовности к диалогу, а попыткой приобрести скандальную славу путем оскорбления людей и причинения им боли. Хотя, как я много раз говорил, двери покаяния и исправления открыты для всех.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом