Сергей Худиев Сергей Худиев Дехристианизация Рождества – не чисто западная проблема

После падения коммунизма Рождество вернулось в календарь – но традиция праздновать его уже была утрачена, и для многих, если не большинства из нас, сам смысл праздника остался неясен.

14 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Мигранты теряют статус «свободного радикала»

Россия ждет тех, кто готов стать частью ее культуры, уважать ее законы и традиции. Для остальных есть гостевая виза, ограниченные сроки пребывания и билет домой.

14 комментариев
Сергей Лебедев Сергей Лебедев Похищение Мадуро доказало отсутствие международного права

Юристы и политические обозреватели достаточно давно пишут о том, что они называют эрозией международного права, при этом как бы допуская, что когда-то это право работало. На самом деле оно не работало никогда.

17 комментариев
4 января 2026, 10:05 • Общество

Государство объявило бой русофобии и бесконтрольной миграции

Государство объявило бой русофобии и бесконтрольной миграции
@ Кирилл Кухмарь/ТАСС

Tекст: Андрей Резчиков

2025 год оказался насыщен знаковыми решениями в сфере языковой политики и миграции. Также утверждена новая Стратегия государственной национальной политики, в которой зафиксирована объединяющая роль государствообразующего русского народа. По мнению экспертов, система посылает четкий сигнал всем уровням управления: упор нужно делать на том, что объединяет людей, а не отличает их друг от друга. В то же время власти усиливают меры контроля за мигрантами.

В ноябре прошлого года Владимир Путин утвердил новую Стратегию государственной национальной политики до 2036 года. Ее реализация должна способствовать «сохранению исторически сложившегося государственного единства и территориальной целостности РФ, ее внутренней стабильности, гармоничному развитию и процветанию народов, укреплению российской нации».

Примечательно, что стратегия называет конкретные угрозы национальной безопасности в информационной сфере: русофобию, дискредитацию русского языка, фальсификацию истории. А первостепенной целью ставит укрепление общероссийской гражданской идентичности. Это значит, что жители любого региона в первую очередь должны видеть себя гражданами страны, а уже потом – представителями конкретной местности, этноса или конфессии. При этом в новом подходе заложен принцип сохранения этнического и языкового многообразия для народов России. Кроме того, символическим шагом стала поддержка президентом инициативы о провозглашении 2026-го Годом единства народов РФ.

В июле 2025 года были утверждены основы государственной языковой политики, в которой русский язык провозглашается ценностью. «Русский язык – язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации. Русский язык является одной из основ российской государственности и неразрывно связан с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями», – говорится в Основах государственной языковой политики.

Положения этого документа прямо влияют и на меры миграционной политики. Будет продолжена работа по внедрению системы оценки знаний русского языка для иностранцев. Мигранты обязаны доказать знание русского для работы или получения образования, в противном случае – покинуть нашу страну.

Параллельно в 2025 году были приняты и другие меры в миграционной сфере. Президент поручил правительству создать «Цифровой профиль иностранного гражданина» – систему, хранящую сведения о находящихся на территории России иностранцах. Предполагается, что этот инструмент позволит государству эффективнее отслеживать перемещения гостей из зарубежья и управлять миграционными потоками.

Минувшей весной Путин распорядился создать Службу по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан МВД на базе Главного управления по вопросам миграции. А в феврале 2025 года в России начал действовать реестр контролируемых лиц для иностранцев, предусматривающий ограничения для граждан, нарушающих действующее законодательство.

Более года в стране проводится двухэтапный эксперимент по апробации новых правил въезда и выезда иностранцев и лиц без гражданства. На первом этапе в международных аэропортах вокруг Москвы и в автомобильном пункте пропуска Маштаково на границе России и Казахстана осуществлялся сбор биометрических данных: иностранцы сдавали фотографии и отпечатки пальцев.

Второй этап, который продлится до 30 июня 2026 года, предусматривает, что иностранцы, планирующие безвизовый въезд в РФ, должны зарегистрироваться в специальном приложении, предоставив в онлайн-режиме фотографии и биометрические персональные данные.

Таким образом, прошедший год стал периодом стратегических изменений в миграционной и национальной политике России. Эксперты, комментируя эти перемены, указывают на их комплексный характер и связывают их как с ответом власти на запросы общества, так и усилением внешних угроз.

По мнению Кирилла Кабанова, члена СПЧ, изменения в миграционных и языковых вопросах назревали не первый год. «Мы давно ждали этих перемен. Старые концепции писались еще в 90-е годы фактически под диктовку Запада, а некоторые наши правозащитники, которые проводили изменения через российские законы, затем получали награды в зарубежных посольствах», – рассказал Кабанов.

Он подчеркнул, что вектор изменений стал очевиден после принятия ряда новых законодательных норм. «Прежде всего ужесточились уголовные наказания и ответственность за легализацию незаконной миграции, на чем сегодня сосредоточена основная работа правоохранителей», – пояснил собеседник. Главным идеологическим сдвигом член СПЧ называет обновление Стратегии государственной национальной политики, в которой

«мы наконец заговорили о государствообразующем народе, о его роли как гаранта многонационального мира».

В практической плоскости, по словам Кабанова, изменился сам подход к миграции. «Впервые за все время существования миграционной политики мы видим, что миграционный вопрос поставлен именно с позиции того, что мигрант приезжает в Россию на определенный срок к конкретному работодателю. То есть это именно трудовая миграция, а не переселение», – пояснил он.

Ключевыми факторами, усилившими этот курс, правозащитник называет угрозы терроризма, экстремизма и распространение идей радикального исламизма. «Важно не путать это с традиционным исламом, потому что именно радикализм является основой для международного терроризма», – отмечает Кабанов.

Научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков указал, что миграционный кризис в мире и особенно в Европе насторожил российское общество. «Это отчетливо проявилось в отношении к поведению мигрантов и к формированию этнических анклавов. Возникла потребность навести порядок – и это был ответ на внутренний общественный запрос, усиленный европейским опытом», – отметил ученый.

Член Общественной палаты Максим Григорьев указал на объективные причины настороженности россиян в отношении мигрантов. «Значительная часть приезжих не стремится принимать российские традиции и жить по общим правилам. Мы видим и феномен преступных этнических группировок, – отметил общественник. –

Поэтому происходящие сейчас изменения – это попытка привести ситуацию в нормальное состояние, характерное для устойчивого многонационального государства».

Член СПЧ Кабанов прогнозирует, что в ближайшие годы изменится подход и к программе переселения соотечественников. «Самое главное – в Россию будут приезжать те, кто разделяет наши культурно-исторические ценности».

Тишков связывает процессы выстраивания стратегии национальной политики с вопросом идентичности: «В новой стратегии одной из центральных тем стало обеспечение запросов русского народа, а формирование общей российской идентичности выдвинуто на ключевое место наряду с этнокультурным развитием, поддержкой народов России и обеспечением межнационального мира и согласия».

Доцент Финансового университета при правительстве РФ Дмитрий Журавлев подчеркнул важность утверждения государством основ языковой политики. «Мы наконец-то определимся с понятием государственного языка. Русский язык – не как «старший брат», а как язык государственных документов. Это не ущемляет права других народов», – сказал эксперт.

Журавлев полагает, что 2026 год – как Год единства народов России – станет этапом практической реализации административных, культурных и политических мер, которые были приняты в 2025 году. По его мнению, к 2030 году это изменит повседневную реальность.

«Легально работающие мигранты, скорее всего, будут гражданами России и будут говорить по-русски.

Мы станем более похожими друг на друга, сохранив национальные отличия.

Как рассказывал мне один дагестанец, ныне депутат Госдумы: в Дагестане он кумык, в Москве – дагестанец, а в Лондоне – русский. Так, вероятно, будет и с мигрантами», – описал перспективы политолог.