Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

5 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

2 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.

13 комментариев
1 июля 2016, 08:30 • Общество

Правительство поставит водку под тотальный контроль

Правительство поставит водку под тотальный контроль
@ Михаил Почуев/ТАСС

Tекст: Николай Проценко

В ближайшее время правительство даст «последний бой» суррогатному алкоголю: розничная продажа водки будет поставлена под тотальный контроль и цены на нее неизбежно вырастут. Игра на алкогольном рынке преследует сразу несколько целей, в том числе взаимоисключающих. Промежуточные итоги таковы: пить стали меньше, а травиться чаще. Есть ли выход?

С 1 июля на российском розничном рынке алкогольной продукции вступают в силу новые правила игры, направленные на вытеснение с полок нелегальной водки, на долю которой приходится по меньшей мере пятая часть всех продаж. Но даже если государству удастся полностью обелить легальную розницу, то это вряд ли повлияет на теневой рынок контрафактного и суррогатного алкоголя, о значительных масштабах которого свидетельствует резкий рост статистики алкогольных отравлений.

Борьба с «задним крыльцом»

На волне возрождения самогоноварения во многих городах в последнее время стали активно появляться клубы самогонщиков и микровиноделов – «гаражистов

Около 30 млрд рублей или 22,5% – такова оценка доли и объема нелегальной крепкоалкогольной продукции в России, представленная руководителями Росалкогольрегулирования (РАР) в конце прошлого года. Расчеты ведомства были основаны на разнице между статистикой производства и реализации алкоголя. Под нелегальной продукцией в данном случае имеется в виду главным образом водка, произведенная на «официальных» мощностях, но попавшая в розницу через «заднее крыльцо», в том числе с использованием поддельных акцизных марок.

Для искоренения «левой» водки с 1 июля каждый магазин, торгующий алкоголем, должен быть подключен к Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) учета объема и производства алкогольной продукции, где будут фиксироваться все продажи в розничном звене. Приказом РАР каждый факт розничной реализации алкоголя (за исключением пива и предприятий общепита) теперь должен сопровождаться выдачей покупателю чека с штриховым QR-кодом и ссылкой на информационный портал для проверки легальности продажи. За нарушение этих правил предусмотрены штрафы для юридических лиц в размере от 150 до 200 тысяч рублей. Предполагается, что внедрение ЕГАИС в розницу будет почти тотальным. Определенные отсрочки по срокам установки системы пока предусмотрены только для розничных предприятий Крыма и Севастополя, а также для торговых точек в сельских населенных пунктах, где проживает меньше 3 тысяч жителей и где еще не проведен интернет.

Ряд экспертов российского алкогольного рынка не сомневается в том, что эти меры быстро продемонстрируют эффективность. В частности, по мнению директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, после 1 июля практически весь нелегальный алкоголь будет вытеснен с полок магазинов в нелегальную же розницу, что сделает по факту ненужной такую меру, как установление государством минимальной розничной цены на водку (с 13 июня она установлена на уровне 190 рублей за 0,5 литра).  «С введением ЕГАИС в розницу рынок сам отрегулирует цену – водки дешевле 210 рублей за бутылку не будет», – считает Дробиз.

Алкогольные шатания

Если этот прогноз окажется верным, в истории российского алкогольного рынка будет завершен шестилетний период неоднозначных попыток государства нащупать оптимальную цену на водку методом проб и ошибок. Впервые минимальная цена на «поллитру» была установлена приказом Росалкогольрегулирования 1 января 2010 года и на тот момент составляла 89 рублей. На протяжении следующих четырех с половиной лет государство придерживалось последовательной политики увеличения акцизов, в результате чего к августу 2014 года минимальная цена водки достигла 220 рублей. Иначе говоря, за достаточно короткий период цена увеличилась почти в 2,5 раза, а при переводе в валюту фактически достигла европейского уровня. По курсу двухлетней давности 220 рублей – это примерно 6,2 доллара, что сопоставимо со стоимостью водки, скажем, в Германии (там цена за 0,5 литра начинается примерно с 4,5 евро).

Такой поворот событий весьма обеспокоил отечественных водочников, столкнувшихся с резким падением производства еще до начала нынешнего экономического кризиса. По данным Alto Consuting Group, уже в 2013 году производство водки в России снизилось на 12,4% к предыдущему году – до 85,7 млн декалитров (дал), а в 2014 году упало еще на 22,3% (до 66,6 млн дал). Летом 2013 года, когда минимальная цена бутылки водки составляла 170 рублей (или примерно 5,2 доллара), Союз производителей алкогольной продукции направил президенту Владимиру Путину письмо с предложением заморозить акцизы на спирт на три года. При этом производители напомнили, что при одинаковом уровне цен на водку средние зарплаты в России и Евросоюзе различаются в несколько раз.

Резкая девальвация рубля и ускорение инфляции в конце 2014 года существенно снизили уровень реальных доходов и потребительскую активность населения, в связи с чем правительству пришлось включать «задний ход» в алкогольной политике. Уже в феврале прошлого года стартовая цена водки в рознице снизилась сразу на 35% – до 185 рублей, что оказалось историческим минимумом в пересчете на валюту – всего 2,68 доллара по тогдашнему курсу. Эти меры быстро дали определенный эффект для отрасли – дальнейший спад производства удалось остановить. Как сообщил в январе этого года на совещании в Казани заместитель руководителя Росалкогольрегулирования Вячеслав Диденко, по итогам 2015 года производство водки в России увеличилось на 4%.

В то же время значительное понижение минимальной стоимости водки не сопровождалось снижением акцизов на спирт – в прошлом году они остались на том же уровне, что и годом ранее (500 рублей за литр), из-за чего в структуре минимальной цены доля акциза превысила половину. Высокие акцизы быстро привели к снижению показателей прибыли у ряда алкогольных компаний. Например, у группы «Синергия», одного из крупнейших российских производителей алкоголя, чистая прибыль в 2014 году из-за роста акцизов сократилась на 29,3% – до 1,1 млрд рублей, что стало худшим показателем за шестилетний период. А в прошлом году чистая прибыль холдинга вообще упала в 4,5 раза – до 241 млн рублей, хотя в компании это объяснили увеличением стоимости финансирования. С падением рентабельности столкнулись и другие известные производители. В частности, знаменитый столичный ликероводочный завод «Кристалл» в прошлом году показал чистый убыток в размере 281,8 млн рублей против убытка 47,8 млн рублей годом ранее, а выручка предприятия при этом снизилась с 1,687 млрд до 421,5 млн рублей.

Все это подвигло производителей алкоголя поставить перед правительством вопрос теперь уже об увеличении минимальной стоимости водки. Эту инициативу еще в октябре прошлого года поддержал глава Росалкогольрегулирования Игорь Чуян, хотя новую минимальную цену не назвал. За последующие несколько месяцев звучали разные варианты – от 199 рублей (ожидания водочников) до 240 рублей (предложение ФАС), но в итоге повышение оказалось чисто символическим – всего на 5 рублей.  «Они и не думали этой мерой решать чьи-либо проблемы – ни производителей, ни потребителей. Это просто повышение цены на уровень инфляции в себестоимости производства водки», – комментирует Вадим Дробиз.

Дистилляты для эстетов

Постепенно увеличивая минимальные цены на водку, государство преследовало цель не только пополнить бюджет, но и «воспитать рублем» население, в прошлом десятилетии привыкшее к дешевой выпивке. С последней точки зрения, эксперимент с постоянным повышением акцизов можно считать относительно удачным. Если в 2010–2011 годах уровень потребления алкоголя в России составлял 18 литров на душу населения в год, то в середине прошлого года главный психиатр-нарколог Минздрава РФ Евгений Брюн сообщил о снижении этого показателя до 13,5 литра.

Но это лишь официальные цифры, поскольку практически не поддается точной оценке доля такого сегмента, как контрафактный и суррогатный алкоголь, зато можно смело утверждать, что эта доля растет. Об этом говорилось еще три года назад в упомянутом письме производителей алкоголя Владимиру Путину, а в конце прошлого года спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко выдала совершенно катастрофическую оценку. По ее словам, при сохранении общего объема потребления доля легально произведенной в России алкогольной продукции составляет всего 35%, причем ее резкое снижение происходит третий год подряд. Из-за этого, добавила Матвиенко, бюджет недополучит 200–270 млрд рублей.

О значительном росте потребления контрафактной и суррогатной продукции свидетельствует, прежде всего, увеличение числа случаев отравлений алкоголем, в том числе массовых. На днях санкт-петербургский НИИ скорой помощи имени Джанелидзе обнародовал следующую статистику: если в 2014 году амбулаторную помощь в институте получили более 2 тысяч пациентов с диагнозом «токсическое действие этанола», то в прошлом году их количество выросло сразу втрое – до 6 тысяч человек, а в этом году ожидается до 9 тысяч обращений. И это несмотря на официальную статистику о снижении потребления алкогольных напитков. Аналогичную картину медики отмечают и в других регионах страны. Например, в Ямало-Ненецком округе в 2014 году было зарегистрировано 44 случая острых отравлений алкоголем и его суррогатами, а в 2015 году – уже 53, хотя продажи водки в этом по северной традиции крепко пьющем регионе за тот же период резко снизились – с 628 до 445 тысяч дал. 

Своеобразной формой реакции граждан на повышение стоимости легального алкоголя стал значительный рост продаж самогонных аппаратов – еще в 2014 году он оказался трехкратным. Приобрести устройство для домашней дистилляции можно весьма недорого – начиная от 10 тысяч рублей, причем на волне возрождения самогоноварения во многих городах в последнее время стали активно появляться клубы самогонщиков и микровиноделов («гаражистов»). «Все началось с того, что я купил себе дачу со старой лозой – оказалось, что из этого винограда можно делать отличную чачу», – рассказывает один из участников таких сообществ из Ростова-на-Дону. Свой фирменный дистиллят «аквавит», сделанный по старинному норвежскому рецепту, он продает всем желающим по 500 рублей за бутылку емкостью 0,7 литра – существенно дешевле, чем напитки аналогичного класса в официальной рознице.

Такое «гаражное» производство для ценителей – это сравнительно невинное хобби городского среднего класса. На долю же малообеспеченных слоев по-прежнему остается откровенный суррогат, в том числе легально продаваемый в рознице под этикетками типа «портвейн», и установление полного контроля государства над алкогольной розницей здесь вряд ли что-то изменит. «В борьбу с суррогатом и фальсификатом должен более активно включаться Роспотребнадзор, но, к сожалению, такова реальность: бедным в России приходится употреблять либо низкокачественную, либо фальсифицированную еду и напитки», – констатирует Вадим Дробиз.

..............