Сергей Миркин Сергей Миркин Как надежда победила в Донбассе страх

11 мая 2014 года мы формально голосовали за независимость ДНР, но реально – за то, чтобы быть с Россией. Мы понимали, что не сможем жить в стране победившего Майдана. Референдумы стало торжеством духа людей региона.

7 комментариев
Глеб Кузнецов Глеб Кузнецов Постмодернистский протест в Армении

Самое поразительное – это отсутствие любой сформулированной программы протестного движения. «Пашинян уходит», «демаркация останавливается» – всё. Какие ценности? Почему именно они?

3 комментария
Денис Миролюбов Денис Миролюбов Российский футбол продолжает грезить Европой

Фанаты хотят смотреть европейскую Лигу чемпионов, но никак не азиатскую. Игроки тоже мечтают играть в европейских клубах. Футбольные чиновники хотят взаимодействовать с Европой, что ни для кого не секрет. Поэтому в Азию РФС не уйдет.

37 комментариев
2 ноября 2007, 12:10 • Общество

Прерванный танец

В Москве скончался Игорь Моисеев

Прерванный танец
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Наталья Ямницкая

В ночь с четверга на пятницу не стало великого балетмейстера, художественного руководителя Государственного академического ордена Дружбы народов ансамбля народного танца, лауреата многочисленных государственных премий Игоря Моисеева. Великий хореограф скончался на 101-м году жизни. До своего 102-го дня рождения он не дожил всего три месяца.

Легендарный балетмейстер Игорь Моисеев умер в пятницу в 8.15 по московскому времени в больнице от сердечной недостаточности, сообщает РИА «Новости». В последние годы он страдал ишемической и гипертонической болезнями.

Игорь Моисеев путем проб и ошибок создал новый жанр – сценический народный танец и выстроил собственную уникальную систему

Игорь Моисеев был одним из основоположников советского сценического танца. Свой ансамбль он создал в 1937-м и с тех пор оставался его бессменным художественным руководителем.

Будущий мастер родился в Киеве 8 января по старому стилю (21 января по новому) 1906 года. Его отец, Моисеев Александр Михайлович, был юристом. Он принадлежал к обедневшему дворянскому роду, а юридическое поприще досталось ему по наследству от дедушки, который был мировым судьей.

Великолепно владея французским языком, он часто бывал в Париже, где встретил и свою будущую жену, мать Игоря, Ирину Чагодаеву. Она, полуфранцуженка-полурумынка, по профессии была модисткой. Вскоре после знакомства родители будущего балетмейстера уехали в Россию.

Раннее детство Игоря прошло в Париже – его отец довольно долго находился под следствием из-за своих крамольных высказываний, а потом даже попал в тюрьму, к счастью, ненадолго. Мальчик воспитывался в пансионе, о котором у него остались самые мрачные воспоминания. Но его мучения скоро закончились, и родители забрали Игоря в Россию.

Отец очень боялся, что мальчик свяжется с дурной уличной компанией, и предложил сыну поступить в студию, которая была рядом с их домом. Так в 1920 году Игорь Моисеев попал в студию бывшей балерины Большого театра Веры Ильиничны Масоловой. Через 2–3 месяца преподавательница отвела мальчика в Хореографический техникум Большого театра.

Игорь стойко выдержал экзамены и в 1924 году попал в класс главного балетмейстера Большого театра Александра Александровича Горского.

Домашние тогда решили, что это лишь временное занятие, и позже собирались отдать сына в иное, более серьезное учебное заведение. Никто тогда не мог предположить, что с танцем он свяжет всю жизнь.

В 1927 году он понимает: просто исполнительство уже не удовлетворяет. Хочется сочинять самому.

С 1930 года Моисеев становится балетмейстером первой сцены страны. Среди его блестящих работ – «Футболист» (совместно с Л.А. Лащилиным, музыка В.А. Оранского, 1930), «Саламбо» (музыка А.Ф. Арендса, 1932), «Три толстяка» (музыка В.А. Оранского, 1935).

Спустя 6 лет, в 1936 году, Моисеев начинает организацию первого в стране фестиваля фольклорного танца. На письме, направленном им в правительство, появляется резолюция Молотова: «Идея хорошая, пусть автор ее реализует».

В 1937 году ансамбль – лишь небольшая группа самодеятельных артистов, выпускников хореографических училищ и опытных балетных профессионалов.

Но уже в 1938 году ансамбль Моисеева танцевал на правительственном концерте в Большом театре, выступал героем трехдневной горячей дискуссии в ВТО и пожинал богатый урожай зрительских восторгов, которые скоро перерастут во всенародную любовь. Свидетельство тому – неизменные аншлаги. На каждом концерте и на протяжении 61 года существования.

Его ансамбль – давно эталон и мировая знаменитость. Начав с нуля (никогда и нигде не было аналогов тому, что он задумал), Игорь Моисеев путем проб и ошибок создал новый жанр – сценический народный танец и выстроил собственную уникальную систему, без которой не могла бы появиться ни студия при ансамбле (1943 год), ни многочисленные коллективы-последователи.

Великий артист и балетмейстер не выносил работы вполноги.

Самым большим несчастьем артист считал, если «человек всю жизнь живет и не любит работу, на которую обречен». «По-моему, большего наказания быть не может. В английских тюрьмах знаете какое самое лютое наказание? Переносить из одного угла в другой камни. Бесцельность этой работы убивает и психически, и физически. Если вы работаете, скажем, ассенизатором, но видите результат своего труда, – это уже, поверьте, немало», – говорил мастер.

Гражданская панихида и прощание с артистом пройдут в Концертном зале им. Чайковского, на его родной сцене, где он поставил почти все свои великие произведения, а их более трехсот, 7 ноября, сообщила РИА «Новости» директор Государственного академического ансамбля народного танца, который создал и возглавлял Моисеев, Елена Щербакова. В этот же день состоятся похороны на Новодевичьем кладбище.

«В ансамбле Моисеева объявлен траур, и запланированные на 6–7 ноября спектакли переносятся на другое время», – добавила Щербакова.

Президент РФ Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким легендарного хореографа Игоря Моисеева, сообщает пресс-служба главы государства.

..............