Как Европа будет воевать с Россией, если будет
15 декабря 2025, 11:42 Мнение

Как Европа будет воевать с Россией, если будет

По Европе бродит призрак войны с Россией, и даже называется время ее начала – 2030 год. Но что может измениться к этому времени? Во-первых, французы и англичане могут попытаться обзавестись тактическим ядерным оружием, чтобы попытаться реализовать сомнительную идею «ограниченной ядерной войны».

Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский

военный эксперт

Президент Чехии Петр Павел сказал, что победа России на Украине будет означать стратегическое поражение для всего «цивилизованного мира». А глава Венгрии Виктор Орбан заявляет еще прямее: европейские лидеры приняли решение о войне с Россией к 2030 году. Многие европейские лидеры прямо называют нашу страну главным врагом, а на военных учениях обходятся без обычного в таких случаях легендирования.

Европа проводит милитаризацию собственной жизни: наращивает армии, готовит обязательный призыв, строит бомбоубежища и коммуникации к будущему фронту, создает запасы оружия и боеприпасов, готовит население к действиям в условиях ядерного поражения. И это не случайно. Владимир Путин в который раз заявил, что мы не собирались и не собираемся нападать на страны ЕС, но готовы ответить на агрессию в любой момент. Он предупредил, что никаких бережных «хирургических операций» Европе ждать не приходится – ее нападение приведет к тому, что очень скоро «договариваться будет не с кем».

Тем самым фактически обнуляется столь популярная сегодня на Западе концепция «варить лягушку в холодной воде», предполагающая постепенную эскалацию, при которой противник пропускает момент для сокрушительного ответа и спохватывается, когда уже «сварен». Но Москва дает понять, что ничего этого не будет – первая серьезная провокация, и все европейские приготовления со всеобщей мобилизацией, созданием евротанка и строительством рокадных дорог окажутся бессмысленными – никто не будет воевать с ними на земле.

Впрочем, в Европе, несмотря на вполне конкретные слова президента России, все же пытаются себя убедить: русские этого не сделают. И дело тут не в знаменитой фразе Бжезинского: «Россия может иметь сколько угодно ядерных чемоданчиков и ядерных кнопок, но поскольку 500 млрд долларов российской элиты лежат в наших банках, вы еще разберитесь: это ваша элита или уже наша? Я не вижу ни одной ситуации, при которой Россия воспользуется своим ядерным потенциалом». ЕС сам, не от большого ума, лишил российских элитариев «тихой гавани» на Западе, конфискуя и арестовывая их активы, тем самым устранив препятствие, о котором говорил американский политолог.

И если все больше европейских обывателей отравлены ядом русофобии, то принимающие решения люди знают, что не русские выжгли Кельн, Гамбург и Дрезден, и им трудно представить, что потомки великодушных победителей так сразу возьмут и сотрут «цветущий сад» ЕС с карты мира.

Ни СССР, ни Россия не склонны рассказывать о том, по каким городам и объектам вероятного противника они намерены нанести удар, поэтому оппонентам приходится самим выдумывать перспективный сценарий будущей катастрофы. И ни в одном из вариантов ядерного конфликта с Россией европейские эксперты не допускают того, что наша страна с ходу уничтожит ЕС. Они выстраивают варианты с предварительными «обезоруживающими ударами», вроде тех, что планировали стратеги НАТО. Согласно этим выкладкам, ВС РФ наносят «предупредительный» удар тактическим ядерным оружием по важным, но малолюдным объектам, и требуют от Европы капитуляции.

Так, например, в 2024 году Financial Times со ссылкой на некие секретные документы заявила, что Россия нанесет удар только по 32 целям в Европе и почему-то только силами Северного флота. Ракеты с ядерными боеголовками, по сведениям британского издания, прилетят по морским базам, радарным площадкам, пунктам постоянной дислокации спецназа Норвегии и Германии, верфям подводных лодок в Англии и некоторым французским портам. Другие представленные сценарии, на основе предположений западных экспертов или «слитых секретных планов», также говорят о «предупредительном» ударе ТЯО.

Если предположить, что ядерный конфликт в Старом Свете действительно будет развиваться поэтапно, то любопытно, каким может быть ответ европейцев, особенно с учетом того, что сегодня США вполне отчетливо дают понять, что не собираются ввязываться в военный конфликт, который намерены развязать страны ЕС и Британия.

В связи с этим у Европы всего два варианта реагирования: сразу же капитулировать или нанести ядерный удар, переводя конфликт на максимальный уровень эскалации. Дело в том, что Франция и Великобритания не имеют тактического ядерного оружия для симметричного ответа. Ядерная боеголовка французской крылатой ракеты воздушного базирования ASMP-A (в распоряжении ВС Франции 60 единиц) мощностью от 150 до 300 кт самими французами объявлена «субстратегической», но нашими военными рассматривается, как боеприпас вполне стратегического уровня. Так что ответ ядерных сил Британии и Франции на гипотетический тактический удар России будет означать перевод конфликта на стратегический уровень и гарантированное уничтожение Европы. «Удержание конфликта на тактическом уровне» – невозможно.

Президент Франции Макрон в октябре 2020 года заявил, что «ядерные силы Франции способны нанести абсолютно неприемлемый ущерб центрам силы любого государства: его политическим, экономическим и военным нервным центрам». Конечно, любой урон, нанесенный ядерным оружием, неприемлем. Но РВСН России способны полностью уничтожить весь европейский фланг НАТО. А две ядерные державы Европы – Британия и Франция – Россию не смогут уничтожить ни при каких обстоятельствах. Их совокупный арсенал насчитывает 515 боеголовок – они точно не смогут разрушить Россию.

Может быть, европейцы просто собираются ударить первыми, разом все и решив? Согласно своей ядерной доктрине, Франция допускает применение ядерного оружия первой для «восстановления сдерживания». Но даже превентивный удар не дает Европе шансов выжить. Определенную часть их ракет перехватит российская ПРО, и в любом случае отработает система «Периметр».

Осознание этого тупика и заставляет европейских лидеров откладывать начало войны на 2028–2030 годы. Но что может измениться к этому времени? Во-первых, французы и англичане могут попытаться обзавестись тактическим ядерным оружием, чтобы попытаться реализовать сомнительную идею «ограниченной ядерной войны».

О такой возможности на прошедшей в ноябре Берлинской конференции по безопасности заявил председатель совета директоров Airbus Рене Оберман, призвавший обзавестись тактическим ядерным оружием, которое стало бы «мощным сигналом сдерживания» России. «Германия, Франция, Великобритания и другие заинтересованные государства – члены ЕС должны договориться о единой поэтапной программе ядерного сдерживания, включая в первую очередь тактический уровень. Я думаю, это станет весомым признаком сдерживания», – утверждал Оберман, сетуя, что «единой европейской доктрины сдерживания или реагирования на ограниченный ядерный удар не существует».

Но, пожалуй, главное при выставлении дедлайна новой войны – это надежда, что после ухода Трампа в нее удастся втянуть США. Этот план не менее авантюрный, чем идея «ограниченной ядерной войны». Дело в том, что стремление локализовать возможную войну с Россией в пределах Европы возникло у Вашингтона задолго до Трампа. А именно – 2 мая 1983 года, когда командно-штабная игра «Гордый пророк» убедила Рональда Рейгана в том, что даже самые «щадящие» варианты ядерного конфликта США и СССР приводили к фактическому уничтожению всего Северного полушария. В то же время по результатам игры конфликт, ограниченный рамками Старого Света, приводил к гибели всего Европейского фланга НАТО и части СССР.

Все последующие лидеры США даже не рассматривали возможность прямой войны с СССР и Россией. С того момента, как Россия стала возрождаться после 1990-х, в Вашингтоне стала популярной идея делегировать ее «сдерживание» европейским союзникам. Тем более что РВСН России получили такое вооружение, которому никто сегодня не в состоянии противостоять. Так что предположить, что США вступят в ядерный конфликт, развязанный британцами и французами, крайне сложно. Вашингтон сможет разве что «отомстить за них» – причем ценой собственной гибели.

Единственным реалистичным вариантом войны Европы против России, позволяющим избежать моментальной гибели, остается только прокси-конфликт в украинском варианте, но проблема в том, кто пока никто из восточноевропейских стран не готов занять место заканчивающихся украинцев. Но эскалационные игры тем и опасны, что легко выходят из-под контроля и начинают развиваться не по сценарию.