Взгляд
1 декабря, четверг  |  Последнее обновление — 23:10  |  vz.ru
Разделы

Россия столкнулась с «нефтяным эмбарго наоборот»

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
Инициатива США и Евросоюза установить предельную цену на российскую нефть, поступающую на мировой рынок, является продуктом их неспособности решить стоящие перед Западом задачи с использованием рыночных механизмов. Подробности...

С проституцией и наркотиками надо бороться, а не учитывать в ВВП

Александр Разуваев
Александр Разуваев, независимый фондовый аналитик
В свое время на фондовом рынке была шутка: супруга оказывает вам интимные услуги, а значит, если оценить их по тарифу тружениц сексуального фронта, то их можно включить в ВВП. Оказалось, что это не совсем шутка. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

Почему Ротшильды пытаются не допустить коронации Карла III

Владимир Прохватилов
Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук
Таблоидам мало кто верит, но вот совсем недавно солидная The Washington Post опубликовала обширную статью под названием «Король и его муж: гей-история британских королевских особ». Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

При крушении самолета Beechcraft 55 Baron в Армении погибли российские пилоты

При крушении самолета В55 в Армении, летевшего в Астрахань, погибли два российских пилота. Самолет разбился вблизи деревни Джрабер Котайкской области, в 26 км к северу от Еревана. После падения машина развалилась на части и загорелась. Прибывшие на место трагедии пожарные потушили возгорание спустя 20 минут
Подробности...

В столице запустили производство кроссовера «Москвич 3»

Столичный автозавод «Москвич» запустил серийное производство автомобилей. Первой моделью стал переднеприводный кроссовер с бензиновым мотором «Москвич 3», который собирают методом крупноузловой сборки. Автосалоны получат новинку в декабре этого года. В следующем году завод планирует наладить процессы мелкоузловой сборки
Подробности...

В Белгородской области начали формировать засечную черту на границе с Украиной

В Белгородской области начали формировать засечную черту на границе с Украиной – по аналогии с грандиозной линией оборонительных сооружений прошлых веков, которая в дальнейшем позволила перейти к освоению Дикого Поля
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Минфин США: Потолок цен на нефть из России будет постоянно меняться

    Главная тема


    Москва создает новую международную геометрию

    праздничные санкции


    Союз производителей рождественских деревьев ЕС запретил поставку новогодних елей в Россию

    границы конфликта


    Столтенберг назвал главную задачу НАТО на Украине

    «уникальный проект»


    Матвиенко предложила наградить телеведущего Малахова

    Видео

    механизм аннексии


    Польша приготовилась к захвату Западной Украины

    сжиженный газ


    Почему Европу спасает российский, а не американский СПГ

    300 млрд евро


    Европа придумала новый способ украсть активы России

    цивилизационная угроза


    Почему Запад так боится победы России на Украине

    господствующий пессимизм


    Польскую экономику настиг худший сценарий

    хит о релокации


    Алексей Зензинов: Бузова оказалась талантливее уехавших

    волна негатива


    Олег Хавич: Зеленский испортил отношение поляков к Украине

    всплеск ненависти


    Владислав Исаев: На что рассчитывала украинская пропаганда, казня русских пленных

    на ваш взгляд


    Вы верите в будущее российского автопрома?

    Смерть неизбежна

    Действующие лица «Вишневого сада» Чехова в «Саде» Овчарова - герои даже не комедии
       26 августа 2008, 18:23
    Фото: proline-film.ru
    Текст: Валентин Колесников

    К какому бы материалу ни обращался Овчаров, его фильмы – всегда фантасмагории, всегда антиутопии, всегда проникнуты ощущением катастрофы, которая режиссером подается в то же время с черным юмором. «История одного города» Салтыкова-Щедрина (фильм «Оно»), «Левша» Лескова и «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца» Филатова у него оказываются разными (да не такими уж и разными, очень похожими) вариантами одного и того же сюжета.

    «Вишневый сад» Чехова – это тоже, конечно, в определенном смысле про «конец времен», но на первый взгляд к фантасмагорическим сказам-притчам он отношения не имеет.

    Но Овчарова это не смущает – он берет у Чехова то, что считает нужным, и легко отказывается от всего, что не вписывается в его собственную систему.

    А отказываться приходится от многого. Но купюры, даже для самой традиционной экранизации, дело вполне естественное.

    Наибольшего внимания заслуживают как раз те моменты, мотивы и образы, которые Овчаров «дописывает». Или, вернее сказать, с учетом его творческой манеры, «дорисовывает» к «Вишневому саду» Антона Павловича.

    Россия – родина

    Доску заколачивают прямо перед их носом, как крышку гроба. Фирс, само собой, умирает тоже

    С одной стороны, Овчарову мало тех метафор, которые уже заложены в пьесе: известных еще по школьному курсу «вся Россия – наш сад» и тому подобного.

    Образом-лейтмотивом у него становится игрушечный ветряк с голубого цвета лопастями, который крутится и попадает в кадр на протяжении всей картины, а в финале оказывается в руках у умирающего Фирса, будто свеча на покойнике.

    Фирс (Игорь Ясулович), кстати, ходит в потертом испачканном фраке и парике чуть ли не екатерининских времен, чтобы лишний раз подчеркнуть, что его слова «давно живу» имеют не только буквальный, но и символический смысл.

    Танцы под граммофон вместо еврейского оркестра – еще одно ноу-хау режиссера. Лопахин к моменту отъезда из имения Раневской отчего-то седеет – сразу видно: перенервничал.

    Раневская в свою очередь то ли шутя, то ли всерьез обхаживает Петю, да что там, просто бросается на него, бедный «вечный студент» не знает, куда деваться от столь по-парижски эмансипированной женщины.

    В то же время те важные для Чехова символы, которые в пьесе заложены, Овчаров «разоблачает» и «снижает». Наконец-то разгадана загадка «звука лопнувшей струны».

    Оказывается, это всего лишь Епиходов пробовал играть на гитаре, палец его застрял в струнах и одна лопнула – всего делов-то. Палец Епиходова в фильме Овчарова вообще постоянно всюду застревает.

    Например, в кране самовара. Самовар, вообще-то, горячий. Но, когда Епиходову удается «освободиться», последствий ожога не видно.

    Фирменная фантасмагоричность

    Последнее обстоятельство – не режиссерская недоработка, а сознательный ход, придающий действию фильма ту самую фантасмагорическую условность, которая еще со времени «Оно» стала фирменным стилем Овчарова.

    Действующие лица «Вишневого сада» Чехова в «Саде» Овчарова – герои даже не комедии, как предписано автором, но водевиля, которому Чехов по молодости, не стоит забывать, был не чужд.

    И их пресловутое «легкомыслие» – не черта выродившегося дворянского класса, как учили в советской школе, и не психологическая характеристика, что было бы вернее, но свойство, присущее именно водевильным персонажам.

    Нелепые люди в нелепых обстоятельствах – это и есть водевиль. Гаев так и вовсе оказывается мелочным, мерзким человечком, пошлее Яши. Для пущей легкости события пьесы уложены Овчаровым в одни сутки, как в старинных классических комедиях, построенных на тройном единстве места, времени и действия.

    А чего тянуть – приехали из Парижа, продали имение по-быстрому, покуролесили слегка – и обратно в Париж, не успела цветущая вишня облететь.

    Игровое, даже трюковое начало в фильме Овчаров подчеркивает и через еще один прием – стилизацию под немое кино начала века. Нет, не через весь фильм – это было бы слишком радикально, пожалуй, и времена подобных экспериментов для Овчарова, видимо, прошли.

    Но в начале и в конце фильма этот ход задействован в полной мере. Так, например, монолог умирающего Фирса подается через титры.

    Музыка под нами

    Однако для немого кино первостепенное значение, помимо картинки, имеет музыка. Для «Сада» это особенно актуально еще и потому, что продюсер картины Андрей Сигле, будучи профессиональным кинокомпозитором, выступил и в качестве автора музыки.

    Одновременно с фильмом вышел даже диск с инструментальным саундтреком к нему на три четверти часа общего времени звучания. Сигле не поленился – музыки, созданной им для «Сада», хватило бы с лихвой на все крупные чеховские пьесы.

    К примеру, инструментальный номер «Марш» можно запросто представить в какой-нибудь постановке или экранизации «Трех сестер», а «Романс» – в «Дяде Ване».

    Правда, Овчарову и этой музыки недостаточно – помимо оркестровых номеров Сигле он использует в картине классические русские романсы, где так или иначе упоминается слово «сад»: «Мы вышли в сад», «Снился мне сад»...

    И делает это с такой настойчивостью, что это еще придает еще более водевильный оттенок происходящему.

    Однако же о пророчествах Апокалипсиса, к которым Овчаров склонен был с самых первых своих кинематографических опытов, за водевильными репризами и трогательными романсами не забывает.

    Окна усадьбы забивают, когда Гаев и Раневская еще находятся внутри, – доску заколачивают прямо перед их носом, как крышку гроба. Фирс, само собой, умирает тоже.

    Заодно умирает и Чехов – и все это накануне революции: в финальных титрах, снабженных старинными виньетками, Овчаров указывает: «Шел 1904 год».

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •