Игорь Переверзев Игорь Переверзев Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

10 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

5 комментариев
Игорь Перминов Игорь Перминов Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

4 комментария
25 ноября 2006, 16:54 • Культура

Формула дзена

Формула дзена

Tекст: Максим Шульц

Тридцать-сорок лет назад советским «неофициальным» художникам порой было трудно достать холст. Во-первых, это стоило довольно больших денег. Во-вторых, никто не спешил отгружать им драгоценный материал, ведь, с точки зрения властей, этих художников как бы не существовало. Художники всеми силами старались добыть драгоценный canvas – кому-то из них везло, кому-то, впрочем, не всегда. Но в любом случае и более удачливые, и все остальные стремились использовать другие, менее дефицитные поверхности.

В дело шли деревянные доски, оргалит – словом, все, на что можно было нанести краску. Однако и здесь художникам, чтобы достать необходимый материал, приходилось проявлять незаурядную находчивость – некоторые работы, признанные теперь классическими, появились на свет исключительно благодаря практической сметке авторов, а то и вовсе вследствие счастливой случайности. Однажды (было это в 1975 году) художник Сергей Шаблавин нашел на помойке круглую столешницу. Что из этого получилось, можно увидеть в галерее «Айдан», где открылась выставка «Формула пейзажа».

Русский дзен

Сергей Шаблавин
Сергей Шаблавин
Все работы «Формулы пейзажа» – круглые. Впрочем, своей формой они обязаны не только упоминавшейся находке. Специфические геометрические пристрастия Шаблавина обусловлены его взглядами на искусство. Пространство воспринимается сферически; композиция не ограничивается прямоугольным «кадром» картины, а раскрывается во все стороны. Получается, круглая форма картины более естественна для живописи.

Шаблавина часто причисляют к гиперреалистам – не в последнюю очередь причиной тому характерная манера письма (гиперреалистов также называют фотореалистами) художника. Однако, пусть гиперреализм – течение в современном искусстве, ряд исследователей утверждают, что искусство Шаблавина близко русским «северным письмам» XVIII века. Его работы – это непрерывное вглядывание в мир, чисто дзеновское отстраненное созерцание. Разумеется, никакой митьковщины в этом русском дзене и быть не может.

Неуд для древних греков

Юрий Хоровский
Живопись Хоровского, с ее громоздкой метафорикой, инфернальностью, вспучившимися мышцами согбенных мужей, усваивается с трудом

В Центре современного искусства М’АРС открылась выставка Юрия Хоровского «Двойка по рисованию». Сходить на нее стоит хотя бы потому, что Хоровский выставляется весьма нечасто – поди знай, когда будет следующая. Некогда кишиневский скульптор-монументалист, Хоровский появился в Москве в 1989 году, на гребне модной тогда «южнорусской волны». Правда, с тех пор живопись Хоровского сильно изменилась.

В центре – по-прежнему мифологические, преимущественно античные, сюжеты. Но если раньше работам Хоровского (как и картинам большинства представителей «южнорусской волны») была присуща ироничность и даже до определенной степени легкомысленность, то теперь все изменилось. Развеселые ребята в туниках – едва ли не готовые комиксы по мотивам древнегреческих мифов – остались в прошлом.

Нынешняя живопись Хоровского, с ее громоздкой метафорикой, инфернальностью, вспучившимися мышцами согбенных мужей, усваивается с трудом.

Желающие ужаснуться гибели богов и прочим кошмарам могут смело ужаснуться, прочим же следует вспомнить, что именно подобного рода картинки в детстве рисовало их собственное воображение, когда они с фонариком под одеялом читали наиболее душераздирающие моменты из каких-нибудь «Сказаний о титанах» Голосовкера. Ну а самые легкомысленные, глядя на сумрачных героев полотен Хоровского, вольны предположить – все из-за того, что олимпийские боги поставили им двойку по рисованию, вот теперь и горюют.

..............