Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

22 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
23 октября 2006, 16:55 • Культура

Открытые двери галереи Гельмана

Открытые двери галереи Гельмана
@ guelman.ru

Tекст: Максим Шульц

В Москве неизвестные разгромили галерею Марата Гельмана. Около 12 часов дня в субботу примерно десять крепких молодых людей ворвались в галерею и принялись крушить экспозицию и оргтехнику. Сотрудники галереи не исключают, что нападавшие принадлежат к одной из фашистских группировок, а нападение может быть связано с политической деятельностью владельца.

К тому, что в России разгром выставки теперь самое обычное дело, привыкать очень не хочется. Все эти короткоголовые с баллончиками автоэмали и прочие «рабы Божии» больше напоминали тревожную утреннюю дрему похмельного сюрреалиста, нежели скупую повседневность.

Мракобесы несколько раз (правда, довольно давно) «навещали» галерею – каждый раз их останавливал Марат, и чего-то серьезного удавалось избежать
Мракобесы несколько раз (правда, довольно давно) «навещали» галерею – каждый раз их останавливал Марат, и чего-то серьезного удавалось избежать

В Сахаровском центре снова идут выставки; книжный магазин «Фаланстер» спокойно живет по новому адресу. События сами по себе экстраординарные переживаются в России на минимуме эмоций – еще и не такое, де, видали. Вот потому-то и видали – зачем совершать странные крестообразные движения, пока небеса спокойны?

После разгрома «Осторожно, религия!» много говорилось о том, как хорошо выбрали погромщики объект для атаки. Считается, что российские либералы (Сахаровский центр именно их оплот) дискредитировали себя в политике; стихийно религиозное большинство, вероятно, покоробил факт проведения «богохульной» выставки, пусть о ней многие впервые услышали лишь после погрома.

Тогда казалось, с Маратом Гельманом и его галереей ничего подобного произойти не может: все же Музей и общественный центр имени Сахарова настолько же несопоставим по своему статусу и влиянию с галереей Гельмана, как директор Сахаровского центра Юрий Самодуров с Маратом Гельманом.

Если я не ошибаюсь, мракобесы несколько раз (правда, довольно давно) «навещали» галерею – каждый раз их останавливал Марат, и чего-то серьезного удавалось избежать. В этот раз погромщиков было много больше, и действовали они очень четко.

Наши посконные мракобесы, как и подавляющее большинство российских ультраправых, необычайно склонны к театрализации. Это не значит, что они не могут изуродовать человека, однако подлинная их страсть – марши, приветствия, одежда, то есть самолюбование.

Часто ультраправые организуются стихийно и столь же стихийно управляются. Люди, разгромившие галерею Гельмана и избившие ее владельца, – часть организации.

Эти погромщики – профессионалы. Профессионалов не слишком интересует, борются ли они за правое дело. На «спасибо» их не заманишь и тем более не удержишь. Профессионалов надо кормить и прикрывать. Это под силу только крупной, влиятельной организации. Точнее, крупным и влиятельным друзьям организации. И самое главное, должен существовать социальный заказ на подобного рода акции.

Он существует, теперь это придется признать даже тем, кто думал, что погромщики выставки «Осторожно, религия!» – кучка сумасшедших, и вышли они сухими из воды исключительно в силу (внезапного, разового приступа) скудоумия властей.

Если после «Осторожно, религия!» еще можно было занимать третью позицию, не поддерживая ни художников (дескать, современное искусство – это не искусство, а чушь собачья), ни нападавших (но выставку разносить все же не стоило), то сейчас такая позиция – потворство погромщикам. Вчера – оттертые с политической сцены либералы, сегодня – политтехнолог (то есть в массовом сознании изначально «нехороший») Марат Гельман* и Александр Джикия, художник с «нехорошей» фамилией (якобы грузинской – на самом деле Александр Джикия мингрел)…

Можете себе представить, что будет завтра?

Марат Гельман
Марат Гельман

Марат Гельман, конечно, не подарок. Я некоторое время работал у него и могу с уверенностью сказать: из всех влиятельных персонажей московской художественной сцены он, пожалуй, самый противоречивый.

Внутри арт-мира о нем существует масса мнений. У него, как и у любого человека, есть масса негативных качеств. Но Марат – настоящий мужик. Что в прошлогодней истории с турком (когда гражданин этого курортного государства орал нечто нелицеприятное о русских и Марат не выдержал; в результате несколько дней Гельман провел в турецкой тюрьме), что в нынешней с галереей.

Кое-кто полагает, нападение было спланировано самим Гельманом, будто бы он сам нанял погромщиков в надежде, что это привлечет дополнительное внимание к галерее и его персоне. Тут мало быть садомазохистом, чтобы дать нанести себе такие побои, какие нанесли Марату. Проекты галереи Гельмана и без того успешны: покупать себе пиар такой ценой – это чересчур. Получается, Марат Гельман – это такая новоявленная унтер-офицерская вдова, которая сама себя выпорола.

Некоторые удивляются: как же это возможно, почему сразу после нападения не приехала милиция, почему никто не нажал тревожную кнопку, неужели погромщики спокойно смогли пройти к Гельману в кабинет?

Однако – пусть кое-кто продолжает удивляться – в галерее нет ни тревожной кнопки, ни охраны. Машина Марата припаркована прямо перед входом, а кабинет галериста находится не за семью замками – от выставочного пространства его отделяет только кабинет его секретаря: две самых заурядных деревянных двери, которые на моей памяти никогда не запирались.

Я считаю, открытые двери галереи – это прекрасно. Они символизируют отсутствие запретов, условностей и ритуалов. Никто не заставляет сдавать в гардероб сумку или зонт, нет противно пищащих металлоискателей, никаких бахил, от которых становится жарко ногам. Открытые двери галереи – это символ цивилизованности. Они предполагают диалог, спокойную беседу, в ходе которой спорящие с уважением относятся к мнениям друг друга. Но возможны ли открытые двери в этой стране?

Гельман сложный человек, и отношение к тем или иным его словам и поступкам может быть самым разным. У Марата есть проект, направленный на борьбу с мракобесием. В нем необходимо тем или иным образом участвовать, помогать ему развиваться, форма участия найдется для всех.

И не потому, что это принесет лично Гельману дополнительный пиар (принесет, не принесет – какая разница, да и вообще кто вы, господа социологи?). Таким образом – в это слабо верится, но тем не менее – нам, возможно, удастся сделать так, чтобы погромов выставок и костров из книг http://community.livejournal.com/izdato/541221.html в России больше не было.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом