Игорь Переверзев Игорь Переверзев Реальных экономических революций нет и не предвидится

Бизнес начинает выдумывать всякие несуществующие проблемы и навязывать потребителям мысль, что у них что-то страшно болит. Маркетолог из человека, который ищет боли, превратился в человека, который зомбирует потребителя, убеждая того, что ему плохо.

0 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева «Ребятушки, милые, как к нам Россия относится?»

«Нетвойнисты» пытаются прежде всего себя самих убедить, что у них есть моральное превосходство. Ведь они за мир во всем мире. И им очень жалко людей, которые страдают от войны. Им жалко всех вокруг. Но правда в том, что им жалко только себя. И моральное превосходство они потеряли в тот самый момент, когда не заметили бабу Любу.

5 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

3 комментария
20 ноября 2017, 11:10 • Авторские колонки

Дмитрий Дробницкий: Об индейке и ее зловещей роли в «празднике геноцида»

Дмитрий Дробницкий: Об индейке и ее зловещей роли в «празднике геноцида»

В четверг на этой неделе американцы будут отмечать один из главных своих праздников – День Благодарения. Он открывает так называемый сезон празднований, который включает в себя Рождество и Новый год.

Разумеется, это также сезон распродаж, который начинается с «черной пятницы» – суток после Дня Благодарения.

Во время второго срока Обамы американцам было принято желать не «Счастливого Рождества», а «счастливых праздников». Это ужасно раздражало консерваторов.

Впрочем, в не меньшей степени им не нравилось и то, что религиозный праздник превратился в глобальный маркетинговый бренд. Словно не рождение Иисуса отмечают, а снижение цен в ближайшем мегамолле…

В отношении Дня Благодарения такого рода чувств даже у очень религиозных американцев не возникает. Протестантская (говоря точнее, кальвинистская) традиция прямо увязывает принесение благодарности Творцу со зримым материальным успехом, достигнутым за год.

И не столь важно, является ли успехом военная победа, обильный урожай или приобретенная по сходной цене навороченная плазменная панель.

Такое отношение к успехам часто вызывает отторжение у христиан других конфессий. Согласно расхожей точке зрения, протестанты чуть ли не измеряют любовь Бога к конкретному человеку по тому богатству, которое тому удалось стяжать. Это, разумеется, очень грубое упрощение.

Пуритане и пилигримы, обычаям которых в Новом Свете американцы и обязаны общенациональному празднованию Дня Благодарения, отказывали себе в плотских благах ничуть не меньше, чем католики или православные.

Но успех в этой, земной жизни для них действительно важен. Не стоит только путать роскошь и прочие пошлые атрибуты личного богатства с собственно успехом. Кальвинист считает, что любое дело, в котором человек преуспел (если такое дело, конечно, не противоречит библейским заповедям), является богоугодным, ибо ему способствовало провидение.

Это одна из ключевых религиозных идей тех людей, что основали заокеанские колонии, а затем превратили их в сверхдержаву.

День Благодарения празднуется во многих странах. Даже баварский Октоберфест и британский день Гая Фокса имеют сходные религиозные корни.

Но именно для граждан Соединенных Штатов это по-настоящему национальный праздник. По сути дела, каждый ноябрь американцы празднуют Божье благословение на обладание ими своей землей.

Лозунгом этого праздника вполне могли бы стать слова «Мы американцы, с нами Бог!».

Неслучайно поэтому День Благодарения вызывает столько ожесточенных споров как внутри США, так и за их пределами.

Одна из главных линий критики праздника – это обвинение европейских переселенцев в геноциде коренных жителей североамериканского континента. Противники празднования призывают проводить в конце ноября «день всеобщей скорби» и даже «день национального покаяния».

Знакомо, правда?

Различные объединения индейцев (политкорректно – коренных американцев) проводят в День Благодарения акции протеста, часто сопровождающиеся традиционными религиозными церемониями и танцами. Но эта традиция утвердилась вовсе не в 17-м и даже не 19-м веке, а в 1970-х, когда эту идею подсказали либеральные университеты.

Большинство коренного населения Северной Америки не испытывает по отношению к празднику негативных эмоций. Наоборот, традиция отмечать его сохранилась даже в самых отдаленных индейских поселениях.

Тим Джайэго, основатель журналистской ассоциации коренных американцев, в 2011 году написал в издании The Huffington Post: «Идея о дне принесения Благодарения была частью нашего [индейского – Д.Д.] культурного ландшафта на протяжении столетий. То, что это также национальный праздник всех американцев, прекрасно сочетается с традициями коренных американцев».

Джайэго вовсе не отрицает факт геноцида своего народа (правда, не называет его причиной целенаправленное истребление), но признает очевидное: «Я думаю, в настоящее время большинство американцев понимает, что яркие истории о первом праздновании Дня Благодарения являются по большей части мифом».

Что ж, так происходит со многими праздниками. Я уже писал на страницах ВЗГЛЯДа, насколько мифологизирован День Независимости в США. И то, что события 1775-1783 гг. задокументированы весьма подробно и достоверно, отнюдь не мешает выстраивать вокруг 4 июля красивый миф, мало согласующийся с исторической реальностью.

Популярная версия возникновения Дня Благодарения, напротив, с легкой руки либеральной американской профессуры, а также «популяризаторов истории» из других стран (в основном не слишком дружественных к США) стала чем-то вроде страшной сказки.

Давным-давно… Точнее, осенью 1619 года сто британских пилигримов прибыли на судне «Мэйфлауэр» в место, где теперь располагается Бостон, штат Массачусетс. Датировка прибытия корабля в Новый Свет в 1620 году связана, как сегодня полагают, с использованием в бортовом журнале юлианского календаря, а также ошибками в обратном пересчете дат.

Будь то осень 1619-го или зима 1620-го, но пилигримы, закаленные борьбой с официальной англиканской церковью и Британской Короной, то ли не привезли с собой достаточного запаса провизии и всего необходимого для зимовки, то ли они враз забыли все навыки выживания и ведения рискованного земледелия (на севере Британии и в Нидерландах в то время зима была холодной, а лето коротким), а заодно испортили или потеряли все прогрессивные по тем временам сельскохозяйственные орудия вместе с семенным фондом, но зиму (просто курорт по сравнению с тогдашней Европой) они еле-еле пережили.

Весь 1620 год они голодали и мерли, как мухи. И только помощь местных индейцев спасла половину общины.

Коренные американцы не только подкармливали невесть откуда свалившихся гостей, но и обучали их… ведению земледелия.

Некоторые «исторические источники» доносят до нас, что европейцев 17-го века учили удобрять почву.

Кроме того, криворуких пилигримов научили выращивать маис и кукурузу, что их и спасло. Особенно отличился выдающийся индеец Тисквантум из племени патуксетов, более известный под именем Сквонто.

Рисунки и гравюры начала 20-го века изображают его в набедренной повязке, с перьями на голове и огромными серьгами в ушах. Как правило, под этими произведениями «исторического» искусства стоят подписи: «Сквонто обучает европейцев» или «Сквонто учит колонистов выращивать маис (кукурузу)».

Долго ли, коротко… Одним словом, к осени 1621 года колонистов осталось только пятьдесят, но урожай на ставшей знаменитой Плимутской плантации они получили феноменальный. И в честь такого урожая они закатили праздник, на который в знак благодарности (или из коварства) пригласили несколько десятков индейцев из племени своего спасителя.

Коренные американцы принесли к общему столу зажаренную индейку (откуда якобы и пошла традиция есть индейку на День Благодарения) и много других вкусностей. Но злобные англосаксы, несмотря на попытки мудрого Тисквантума-Сквонто сохранить мир, вырезали его племя… ну и далее продолжили в том же духе.

Некоторые «историки» конца 20-го и начала 21-го века даже выдвигали версию, что индейцев убили прямо на празднике (спасибо, мол, теперь умрите!), а традиция, согласно которой глава американской семьи разрезает индейку на семейном ужине в честь Дня Благодарения, является ритуальным повторением вспарывания животов несчастных индейцев.

То есть вот какой праздник отмечают американцы в ноябре…

Все это, конечно же, полная чушь. Возможно, первый год на другом материке и правда прошел для пилигримов непросто, но они совершенно точно не нуждались в наставлениях индейцев.

Кукуруза была известна в качестве сельскохозяйственной культуры задолго до предполагаемого года массачусетского празднования. В Вирджинии ее выращивали как минимум с 1607 года, где блюда из кукурузы тогда (а не в 1621-м) стали традиционными на праздновании Дня Благодарения.

Сквонто – личность реальная и довольно примечательная. Его биография и деятельность хорошо задокументированы. В середине 1610-х он попал в плен к работорговцу Томасу Ханту, который отвез захваченных им индейцев в Испанию, где чуть не попал за это под суд. Сквонто приютили монахи-проповедники, мечтавшие обратить народы Нового Света в христианство.

Крестился индеец или нет, история умалчивает. Но он долго жил в Лондоне, работая на известного, как бы сейчас сказали, девелопера Джона Слейни, проявляя острый ум и быструю обучаемость. В 1619-м он отправился на территорию нынешней Канады, откуда добрался до мест, где раньше жили его сородичи.

К 1620 году он очень неплохо владел английским, одевался по-европейски и, судя по всему, регулярно читал газеты, из которых и узнал, что индейцев на побережье Новой Англии поразила страшная эпидемия.

Европейцы привезли с собой в Новый Свет болезни, к которым сами в большинстве своем уже имели иммунитет.

Но болезни эти были смертельны для коренных американцев. Долгое время считалось, что патуксетов и массачусетов, входивших в конфедерацию вампаноагов, поразили чума и оспа, но более поздние исследования показали, что фатальным для племен, контактировавших с поселенцами, вероятно, оказался лептоспироз.

В отличие от чумы и оспы, это заболевание было мало знакомо по симптоматике как пилигримам, так и прибывшему из Старого Света Сквонто. Возможно, вымирание половины общины Плимутской плантации также связано с лептоспирозом… если только такое вымирание имело место.

Так или иначе, но Сквонто поселился не с выжившими сородичами и не с другими индейцами из конфедерации вампаноагов, а с пилигримами. В качестве посредника-переговорщика он довольно долго сохранял мир между коренными американцами и поселенцами. Его дважды пленили вампаноаги и дважды освобождали поселенцы, все более обретавшие силу на новом для себя континенте.

Разумеется, никаких уроков земледелия европейцам знаменитый индеец не давал. У него было множество других забот помимо дефилирования перед пилигримами в набедренной повязке с побегами растений, о которых те были прекрасно осведомлены. Тот же работорговец Хант, помимо рабов, вез в Испанию на продажу полный трюм кукурузы.

Обстоятельства смерти Сквонто до сих пор остаются туманными. Но все же вряд ли человека двух континентов погубила некая таинственная лихорадка. Скорее всего, его отравили местные жители, видевшие в нем не столько миротворца, сколько предателя.

Ну а теперь об индейке и ее зловещей роли в «празднике геноцида».

Мифологизированное поселение пилигримов на территории нынешнего Массачусетса было отнюдь не первым успешным проектом по освоению заокеанских территорий. Когда на побережье Вирджинии в 1607 году прибыли разведчики Лондонской компании, они обнаружили там процветающие европейские поселения. Поселения, уже имевшие традицию отмечать День Благодарения.

К 1610 году относятся первые упоминания о Джорджтауне, первом, как это указано в документах, «постоянном населенном пункте на земле Вирджинии». Лишь спустя девять лет, в 1619 году, из Англии прибыли 38 переселенцев-контрактников Лондонской компании. К тому времени существовал не только Джорджтаун, но и первый американский городской округ с собственным самоуправлением.

Тем не менее,

корпоративное начальство постановило, что день прибытия «пополнения» из Туманного Альбиона и должен стать ежегодным днем «вознесения благодарности всемогущему Богу».

Казалось бы, как так-то?! Между тем Лондонская компания ни на йоту не отошла от религиозных традиций протестантов. В ходе Английской Реформации традиционные католические праздники подверглись пересмотру. До реформ Генриха VIII 1536 года в Британии праздновалось около сотни церковных праздников. Выходными были также 52 воскресных дня.

Новому пуританскому сословию эта «расслабленность» не нравилась. Хотя английский монарх и сократил количество отмечаемых возглавленной им церковью дат до 27, радикальные реформаторы требовали отмены всех «легитимных поводов для уклонения от труда». Включая Рождество и Пасху.

Взамен они предлагали держать пост перед потенциально важными свершениями и праздновать Дни Благодарения после их успеха. И хотя полное упразднение традиционных христианских праздников в англосаксонском мире так и не произошло, новая традиция утвердилась. Во всяком случае, частично.

Даже неудачная экспедиция Мартина Фробишера в поисках так называемого северо-западного прохода вдоль берегов Гренландии и далее к Берингову проливу была сочтена благодатной и возвращение кораблей на родную землю было отмечено в октябре 1578 года Днем Благодарения.

Так что Лондонская компания ничуть не грешила против протестантской традиции. И жители Вирджинии приняли новую дату религиозного праздника безо всяких возражений. И тут вмешались индейцы…

Отношения местных жителей и поселенцев были сложными. То новоприбывшие устраивали рейды на территории коренных американцев для добычи провианта (когда кончались товары для обмена), то исконные жители континента осаждали форты колонистов и обрекали их на голод и болезни.

В Вирджинии не было своего Сквонто, способного на пару десятилетий примирить, говоря современным языком, культурно чуждые стороны.

После относительно недолгого перемирия 1618-1620 гг. индейцы перешли к решительным действиям. И тут снова сказывается путаница в датировках, о возможных причинах которой я уже говорил выше. Страшное «индейское» событие произошло то ли в марте 1621-го, то ли аж в январе-феврале 1622-го.

Но поскольку в свидетельствах выживших очевидцев значились зажаренные на огне индейки, долгое время считалось, что нападение воинов конфедерации Похатан на колонистов произошло именно в День Благодарения 1621 года.

В тот день (или дни) индейцы пришли в поселения европейцев без оружия с товарами для обмена. Одной из основных «торговых позиций» была жареная индейка, пользовавшаяся большим спросом.

По команде воины Похатан похватали все, что попалось под руку – ножи, топоры, палки – и методично истребили всех бледнолицых, включая женщин и детей. По разным данным, в кровавый «День Благодарения» было убито от трехсот до полутысячи христиан.

Новые американцы оставили свои малые поселки и сконцентрировали силы в Джорджтауне и нескольких окружавших его фортах. В конце концов они ответили кровью на кровь. И этот ответ был жесток и страшен.

В дневниках одного из офицеров британской армии, которая взяла под крыло владения Лондонской компании, записано, что индейцев травили охотничьими собаками, сжигали их посевы, отравляли реки и ручьи, где они ловили рыбу.

Многие современные историки полагают, что именно тогда англосаксы «получили мандат» на полную оккупацию Северной Америки.

Всего задокументировано три англо-похатанские войны. Согласно большинству источников, в ходе первой из них (то есть до кровавого «дня индейки») европейцы сумели захватить в плен дочь вождя враждебной туземной конфедерации, которая известна сегодня под именем Покахонтас.

Эта девушка не только выучила английский язык и приняла крещение (получив имя Ребекка), но и вышла замуж за английского офицера Джона Рольфе. О дальнейшей судьбе одной из самых раскрученных личностей ранней американской истории сегодня повествуют исходя из партийно-идеологических установок.

То ли она была счастливой в браке добропорядочной христианкой, единственной печалью которой стала невозможность примирить своих братьев по вере и братьев по крови. То ли она до конца жизни оставалась униженной «секс-рабыней завоевателя», мечтавшей о возвращении в родные прерии.

Есть и еще одна версия (в основном культивируемая либералами) – мол, она была «подстилкой белых» и предателем своего народа.

Сенатор-демократ от штата Массачусетс Элизабет Уоррен заявила о своем кровном родстве с коренными американцами из конфедерации Похатан (по всей видимости, перепутав все факты, связанные с Днем Благодарения). За это она получила от Дональда Трампа прозвище «Покахонтас», на которое почему-то обиделась.

Уже упомянутый мной коренной американец-журналист и общественный деятель Тим Джайэго утверждает, что индейское население на территории нынешних Соединенных Штатов снизилось за годы колонизации с полутора миллионов до двухсот тысяч. Такая цифра потерь могла быть следствием самых разных факторов – от войн и изгнания с плодородных земель до болезней и элементарного упадка отсталой цивилизации.

Некоторые исследователи утверждают, что в 1600-х только в восточной части Северной Америки было 10-15 млн коренных жителей. Но есть и другие, действительно страшные предположения. Если верить им, то за время колонизации континента погибло около 100 млн индейцев.

Последняя цифра включает население современной Мексики и других латиноамериканских стран, где велась кровопролитная война испанских завоевателей с цивилизацией майя, но все равно на долю «благодарящих» приходится никак не меньше 20 млн уничтоженных туземцев.

И не важно, что их погубило – вирус, пули или разрушение привычного уклада жизни. Те, кого сегодня называются американцами, прибыли на новый континент вовсе не для того, чтобы уплыть обратно, убоявшись нанести вред индейцам.

Они верили в то, что новая земля им дарована Богом. И что ее освоение и построение новой христианской цивилизации на чужих берегах – это Божья воля. А уж если такое построение станет успешным, то тут без провидения никак не обойдется.

И они действовали в соответствии со своей верой. Где-то очень жестоко, где-то мягче. Но неизменно – во славу Создателя и новой родины, которую им послал сам Господь. Той самой родины, которая со временем стала в разы могущественнее бывшей метрополии.

И именно за это они благодарят Бога, когда молятся за семейным столом перед разрезанием индейки, даже если об этом не подозревают.

Впрочем, им о происхождении их величия напомнят на этой неделе их же собственные СМИ, даже не иностранные агенты…

Россия тоже расширялась на юг и восток (и немного на запад), считая свою цивилизационную парадигму единственно верной. Да, не было насильственного крещения народов. Ну почти не было. Были лишь локальные стычки с сибирскими племенами и войны на Кавказе. Многие народы пришли сами. И потом бунтовали. И снова просились под крыло. И опять бунтовали…

И ведь героев бунта можно вспоминать (а также изобретать) бесконечно – мол, все было не так, люди дрались за свободу и резали проклятых русских завоевателей исключительно за дело.

Даже после территориальных потерь 1917-го и 1992-го Россия остается огромной, континентального масштаба державой с собственным понятием о том, что она имеет право делать, а что нет.

И столь жестокий в своем основании праздник, как американский День Благодарения, должен быть нам понятен как никому другому.

Мы уверены, что однажды (это предмет отдельной дискуссии, когда случилось это «однажды») мы стали великой континентальной нацией. Это было грубо и жестко. Но на сей счет у нас есть тысяча молебнов. Мы благодарим тебя, Господи, что мы русские и с нами Бог!

Русские просто обязаны думать именно так во имя национального самосохранения. Как и американцы.

Иначе представители обеих наций носят футболки с громкими лозунгами исключительно ради прибылей фирм, производящих соответствующий товар.

..............