Взгляд
28 ноября, воскресенье  |  Последнее обновление — 00:55  |  vz.ru
Разделы

Почему Сталин не позволил раздробить Германию

Тимур Шерзад
Тимур Шерзад, журналист
Рузвельт предлагал расчленить Германию на пять частей, и, вдобавок, организовать «международную зону» из Рура и Саара, фактически лишив немцев «индустриального сердца» страны. Черчилль хотел нарезать германские земли еще мельче. Подробности...
Обсуждение: 39 комментариев

Россия и Армения по-разному видят будущее Кавказа

Иса Джавадов
Иса Джавадов, Историк, востоковед
Ряд политических сил в Армении сводят конструктивный нейтралитет России во второй карабахской войне и ее мирные инициативы к продолжению дискурса «предательского Карсского договора 1921 года». Подробности...
Обсуждение: 27 комментариев

Американская элита считает, что у преступности есть раса

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Если кто-то думал, что расовый вопрос в США самоликвидировался после ухода с поста президента Дональда Трампа, то он ошибался. Расовые проблемы в стране только усугубляются – и отравляют американскую систему. Подробности...
Обсуждение: 13 комментариев

Российские школьники установили абсолютный рекорд на Международной олимпиаде по астрономии

Российские школьники завоевали восемь золотых и две серебряные медали на международной олимпиаде по астрономии и астрофизике, установив абсолютный рекорд. Мероприятие проходило в дистанционном формате с 14 по 21 ноября в столице Колумбии – Боготе. В олимпиаде приняли участие 48 стран и 62 команды. В ходе соревнований ребята должны были пройти пять туров – теоретический, анализ данных, обработка солнечных данных, наблюдение и командный этап
Подробности...

В Лос-Анджелесе показали будущее мирового автопрома

Автосалон в Лос-Анджелесе 2021 года показал, что традиционные автомобили быстро вытесняются электрокарами, а авто-стартапы выступают наравне с гигантами индустрии. Впрочем, и признанные автогиганты нашли, чем удивить покупателей
Подробности...

В Москве прошел десятый бал дебютанток Tatler

Накануне в Москве в Доме Пашкова состоялся юбилейный Бал дебютанток Tatler. Очередное крещение юных героинь светской хроники стало первым после начала пандемии. Кроме того, Ариан Романовский впервые принимал Бал в качестве главреда Tatler. Важное светское событие не смогли пропустить Евгений Цыганов, Филипп Киркоров, Настя Ивлеева, Яна Рудковская, Полина Гагарина и другие звезды
Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Глава МИД Украины счел «вопросом времени» членство страны в ЕС и НАТО

    Главная тема


    Кому выгодно запустить «Северный поток – 2» без сертификации

    акция госдепа


    Нарышкин: Украина для США - расходный материал

    госпереворот


    Янукович оспорит свое отстранение с поста президента через суд

    психические расстройства


    Пережившие коронавирус начали сталкиваться с «ковидным туманом»

    Видео

    конфликт в Донбассе


    Украину придется принудить к миру на новых условиях

    саммит демократий


    США собирают силы для длительной осады России

    270 долларов за газ


    Зачем Россия сделала Сербии щедрый подарок

    пенитенциарная система


    Восстановление престижа ФСИН поручили «жесткому» генералу МВД

    авторынок в пандемию


    В чем секрет китайского автомобильного чуда в России

    расовые проблемы


    Геворг Мирзаян: Американская элита считает, что у преступности есть раса

    стратегические высоты


    Иса Джавадов: Россия и Армения по-разному видят будущее Кавказа

    передел мира


    Тимур Шерзад: Почему Сталин не позволил раздробить Германию

    на ваш взгляд


    Как изменились ваши опасения заразиться коронавирусом в последнее время?

    Игорь Манцов: Ничего страшного

    25 декабря 2005, 21:32

    Начина-ается! Друзья, знакомые, даже совершенно посторонние люди цепляются, нервно дергают за рукав, властно требуют компетентных высказываний о сериале «Мастер и Маргарита»: «Ты же критик. Говори!»

    Наиболее заинтересованные даже подпаивают хорошим алкоголем, прикармливают морепродуктами вроде черной икры. Ластятся.

    Поначалу отбрыкивался: дескать, вашего заветного сериала не смотрю! Дескать, тем временем бегаю в парке, плаваю в бассейне, гуляю с собакой. И вообще изо всех вечерних телевизионных зол предпочитаю зло наименьшее – информационную программу Первого канала «Время».

    Здесь любознательные стремительно меняют ласку на грубую силу. Принудительно сажают за стол, наливают, намазывают, заглядывают в глаза: «Вот и врешь. Бегать сейчас неудобно: то слишком скользко, а то слишком снежно. Плаваешь ты как топор – незабываемое зрелище, да. Собаки у тебя нет. И, наконец, опиши-ка внешность ведущих новостных программ Первого канала? Как-как?? Твои описания напоминают скорее о Лесли Нильсене. Или о Кинг-Конге. Наши нынешние ведущие – много импозантнее. Хотя и скучнее. Твоя хитрость не пройдет: ты все-таки смотришь «Мастера и Маргариту», смо-отришь!»

    Автор сценария и постановщик Владимир Бортко силится добросовестно пересказать фабулу. Его версия – длинный-предлинный трамвайный маршрут с ровно отмеренными участками-эпизодами

    Все-таки смотрю. Урывками, кусками, с неожиданным для самого себя энтузиазмом. Нравится не кино, кино-то как раз не нравится: опять, как и в случае акунинских экранизаций, постановщик механически нанизывает одну сцену на другую, что порождает однообразие с монотонностью. Булгаков как-то обмолвился: «Я не писатель, я артист!» Это многое объясняет. Ритм булгаковской прозы – не повествовательного рода.

    В книге, насколько я ее помню, имеют место постоянная смена масок, многоголосие, изощренная система лейтмотивов. Напротив, автор сценария и постановщик Владимир Бортко силится добросовестно пересказать фабулу. Его версия – длинный-предлинный трамвайный маршрут с ровно отмеренными участками-эпизодами от одной стандартно оформленной остановки до другой. «Аннушка» лениво ползет, фабула уныло реализуется. Актеры – в роли добросовестных чтецов.

    Искусство?

    Навряд ли, скорее имитация. Иногда классические оперы дают в так называемом концертном исполнении: драматизм заведомо снимается, певцы стоят на сцене рядком, в типовых смокингах и платьях, демонстрируют знание партитуры и вокальную выучку. Вот и у Бортко, кажется, получился добросовестный конспект одного из самых знаменитых русских романов XX столетия, концертное исполнение фабулы.

    Меж тем у Булгакова – стремительная жестикуляция, моторика, рваный ритм, синкопы, эмоциональные удары, интеллектуальные провокации на грани кощунства (или все-таки за гранью?!), возвращения, сопоставления, короче, совершенно иной принцип организации текста. Тут же вам не «Собачье сердце», а нечто более изощренное, более игровое. В конечном счете более нервное.

    Впрочем, куда лучше меня разобрался с литературной основой нынешнего сериала литературовед Борис М. Гаспаров.

    Кадр из сериала «Мастер и Маргарита» (masterimargarita.ru)
    Кадр из сериала «Мастер и Маргарита» (masterimargarita.ru)

    В его незаурядном исследовании «Из наблюдений над мотивной структурой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1978) говорится, в частности, следующее: «Мастер и Маргарита» – это роман-миф…Исчезает всякая временная и модальная («действительность vs недействительность») дискретность, один и тот же феномен, будь то предмет, или человеческий характер, или ситуация, или событие и т.п., существует одновременно в различных временных срезах и в различных модальных планах. В отличие от традиционного исторического романа, находящегося в рамках традиционного исторического мышления, где существуют различные дискретные планы, в лучшем случае обнаруживающие сходство между собой (в виде «злободневных» исторических сюжетов), здесь прошлое и настоящее, бытовая реальность и сверхреальность – это просто одно и то же, единая субстанция, переливающаяся из одного состояния в другое по тысячам каналов, так что каждый такой переход оказывается подобен повороту калейдоскопа, с бесконечным разнообразием меняя расстановку, сочетаемость, членение и распределение все тех же элементов».

    И далее: «Основным приемом, определяющим всю смысловую структуру «Мастера и Маргариты» и вместе с тем имеющим более широкое общее значение, нам представляется принцип л е й т м о т и в н о г о п о с т р о е н и я повествования. Имеется в виду такой принцип, при котором некоторый мотив, раз возникнув, повторяется затем множество раз, выступая при этом каждый раз в новом варианте, новых очертаниях и во все новых сочетаниях с другими мотивами. При этом в роли мотива может выступать любой феномен, любое смысловое «пятно» – событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово, краска, звук и т.д. В отличие от традиционного сюжетного повествования, где заранее более или менее определено, что можно считать дискретными компонентами («персонажами» или «событиями»), здесь не существует данного a priori «алфавита» – он формируется непосредственно в развертывании структуры и через структуру. В итоге любой факт теряет свою отдельность и единство, ибо в любой момент и то и другое может оказаться иллюзорным…»

    Весьма важные наблюдения! Роман «Мастер и Маргарита» – сама двусмысленность, рассчитанная на весьма искушенного читателя, которому по силам квалифицировать предложенную Мастером версию евангельских событий как фальшивку, выполненную с подачи Воланда. Однако, насколько я успел заметить, нынешняя экранизация объективирует эту злокозненную фальшивку, создавая у массового зрителя иллюзию, что «все так и было»!

    Кадр из сериала «Мастер и Маргарита» (фото ИТАР-ТАСС)
    Кадр из сериала «Мастер и Маргарита» (фото ИТАР-ТАСС)

    Припоминаю, знаменитый кинодраматург Юрий Арабов решительно отказался от заманчивого предложения писать сценарий для заведомо успешного телесериала «Мастер и Маргарита», едва узнал, что в нем предполагается вот такое некритическое воспроизведение версии Мастера – Воланда. Режиссер Бортко делает пафос там, где нужно было бы делать нечто иное – как минимум скепсис. Потому что булгаковский Иешуа Га-Ноцри – отнюдь не Спаситель…

    Сериал побил все рекорды популярности.

    Страна смотрит, впервые за много лет консолидируется. Вопрос: на какой почве?

    Весьма строгая католическая церковь подумала, подумала и таки одобрила недавние «Страсти Христовы» Мела Гибсона. Но думала долго, изучала с пристрастием. Современное высокотехнологичное кино – это же нешуточное дело! Оно настолько жизнеподобно, оно настолько убедительно имитирует реальность, что способно перекодировать сознание миллионов доверчивых обывателей. Двусмысленности, подобные тем, что описал Борис М. Гаспаров, уместны в элитарных литературных текстах (все-таки роман «Мастер и Маргарита» популярен у широких масс по недоразумению!), а в кинематографе они проходят с трудом – лишь у очень больших и тонких мастеров. Все прочие постановщики – средние, грубоватые – обязаны отдавать себе отчет в том, что играют с огнем. Даже обращаясь к событиям светской истории. Не говоря уже про историю Священную.

    Месяц назад в передаче канала «Культура» «Ночной полет» ведущий Андрей Максимов с пристрастием расспрашивал исполнительницу роли Маргариты Анну Ковальчук: «Вы гордитесь участием в сериале? Вы должны быть счастливы, что избрали именно Вас! Почему же я не вижу слез умиления и радости?! Прочувствуйте – это центральное событие Вашей жизни!»

    Ответ актрисы приятно удивил: «Отношусь спокойно – работа как работа. И потом, надо еще посмотреть, что получилось. Я видела только маленькие кусочки. У меня в жизни много серьезных событий: например ребенок…»

    Вот именно: поменьше истерик. Смотреть, конечно, не возбраняется. Я бы, однако, рекомендовал еще и бег трусцой, плавание в бассейне. Встречайтесь с друзьями и возлюбленными! Гуляйте с собаками и детьми! Не стесняйтесь смотреть программу «Время». Тот, кто до сих пор рассчитывает отыскать в «Мастере и Маргарите» последнюю правду, сильно заблуждается. Ее там нет.

    Впрочем, будет о чем потрепаться за чаем и водкой, будет что обсудить. Посудачим, забудем, отправимся жить. Ничего страшного.


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •