Весьма символично, что «победа» в понимании Зеленского – это теперь война без конца с постоянной эскалацией. Подстраиваясь под понимание Запада о невозможности военной победы над Россией, Зеленский предлагает американцам и европейцам просто вести войну.
2 комментарияСША, Иран и Сирия по-своему приближают военное поражение ИГИЛ
Шиитский мир пришел в движение. Армия Ирака в Мосуле прорвала оборону боевиков ИГИЛ*, защищающих мечеть, с которой начался «новый халифат». В то же время шиитское ополчение Ирака на границе провело свою «встречу на Эльбе» с войсками Асада, а Иран сенсационно применил против ИГИЛ крылатые ракеты. Все это происходит столь быстро, что застало Пентагон врасплох.
По данным телеканала «Ас-Сумария», иракские войска уже продвинулись на 150 метров вглубь Старого города Мосула, прорвав первые две линии обороны ИГИЛ. При этом уничтожены позиции снайперов и огневые точки с крупнокалиберными пулеметами, а кроме того – три заминированных автомобиля и 15 боевиков.
Это первое боевое применение Ираном баллистических ракет средней дальности со времен ирано-иракской войны 1980–1988 годов
На данный момент ИГИЛ* контролирует только центральную часть Старого города на западном берегу Тигра вокруг мечети ан-Нури – той самой, с балкона которой в 2014 году Абу аль-Багдади провозгласил халифат и призвал всех мусульман к джихаду. Это не более 1% города, но боевики ожесточенно сопротивляются и готовы стоять до конца. Только за один день на передовой было осуществлено восемь попыток контратак с использованием смертников и джихад-мобилей.
Это тот самый редкий случай на этой войне, когда место события гораздо важнее самого события. Как правило, попытки привязать действия джихадистов к неким датам или географическим точкам по принципу мистических знаков – не более чем игра европейского разума. Но мечеть ан-Нури исламисты будут защищать из принципа. Тем более что путей для отступления у них давно уже нет, а каких-либо гуманитарных коридоров, как в Алеппо, им никто не предоставлял – и не собирается.
Силы коалиции изначально обладали тотальным преимуществом над джихадистами в живой силе и технике, но продвижение было исключительно медленным. Любое сопротивление подавлялось в основном беспощадным артиллерийским и ракетным огнем, который координировали американские и европейские советники с базы у города Каяра (61 километр от Мосула строго на юг). При этом пехотные бои американо-иракскую коалицию не увлекали, и продвижение шло по уже практически уничтоженным городским кварталам.
В результате такого наступления 9-я пехотная дивизия иракской армии, Силы быстрого реагирования, полицейские подразделения и спецназ заняли квартал Баб Синджар, замкнув этим с севера окружение Старого города. До этого контроль джихадистов распространялся еще на несколько кварталов вдоль берега реки к северу и югу от мечети ан-Нури, а в северном направлении они все еще имели связь с территорией, полностью подчиненной их «братьями по джихаду».
В свою очередь квартал аш-Шафаа (ранее – один из самых густонаселенных в Мосуле, примыкающий к Старому городу) был обложен огромными силами иракцев, но продвижение через узкие улочки шло особенно тяжело.
- Ликвидация лидера ИГИЛ дает сирийской армии уникальный шанс
- Россия под Алеппо спасает лицо США
- Для победы в войне Асаду придется принципиально изменить тактику
- Новая стратегия сирийской армии доказала свою эффективность
- У Запада появился новый повод для вмешательства в сирийский конфликт
- Россия готовится к перехвату американских самолетов в Сирии
- Риск фронтального столкновения американцев и армии Асада достиг максимума
- Штурм Ракки только на первый взгляд выглядит триумфом
- СМИ: Новая холодная война между Россией и США станет битвой двух генералов
- Для остановки наступления на Мосул найден удобный повод
- За ликвидацию сотни игиловцев студентке грозит тюрьма
Судя по реляциям иракского министерства обороны, он не слишком расположен к фронтальному штурму крошечной территории вокруг мечети, а настроен развивать наступление на север от Мосула вглубь провинции Ниневия с ближайшей целью на город Таль ‘Афар. Большого сопротивления в пустыне иракские войска не встречают, и 15-я дивизия быстро продвигается на восточном фланге, освободив за 72 часа 12 населенных пунктов.
Занятие Таль ‘Афара будет означать освобождение иракской провинции Ниневия как административной единицы на карте – достижение скорее бюрократическое, чем военное. Но для Багдада и Пентагона это большой пропагандистский успех.
Ссылки иракцев на «линии обороны со снайперами и пулеметчиками» у Старого города вполне соответствуют действительности. Джихадисты превратили район вокруг мечети ан-Нури в крепость, оборудовав долговременные оборонительные точки, снайперские позиции и баррикады, возможно, тотально заминированные. А привычная для американо-иракской коалиции тактика расстрелов прямой наводкой всего, что мешает жить, приведет к уничтожению и самой мечети, чего Багдад, видимо, как раз не хотел по тем самым пропагандистским причинам.
Нужно понимать, за годы контроля над Мосулом боевики ИГИЛ зачистили местное население от нелояльных элементов, но большинство города как было, так и осталось суннитским, а его восточная часть – еще и суфийской. Для этих людей разрушение исторической мечети стало бы, мягко говоря, неприятным сюрпризом от освободителей.
На этом фоне на совсем другом участке фронта шиитское иракское ополчение «Хашд аль-Ша'аби» заняло за городом Ар-Рутба пограничный переход Аль-Валид, где встретилось с правительственными войсками Сирии. Примечательно, что первым кадры братания иракских шиитов и солдат САА показал иранский телеканал Alalam, что лишний раз демонстрирует привязанность шиитских групп как в Ираке, так и в Сирии к Тегерану. При этом установление прямого автомобильного сообщения между Дамаском и Багдадом радует только местных.
Американское командование на такое развитие событий явно не рассчитывало, меж тем, на его глазах медленно, но верно создается пресловутый «шиитский коридор» от Ирана к границе Израиля. Вполне возможно, что эта «угроза» сильно преувеличена кухонной геостратегией, но в Пентагоне и Вашингтоне достаточно людей, которые мыслят именно в таких категориях.
Тем более что Иран не поленился и нанес удар баллистическими ракетами средней дальности по базам ИГИЛ. Если точнее, Корпус стражей Исламской революции отстрелялся с ракетных позиций в иранских провинциях Керманшах и Курдистан по целям у Дейр-эз-Зора, то есть километров на 500–700. Удар был проведен, по официальному сообщению, в ответ на террористическую атаку в Тегеране 7 июня, когда погибли 18 человек, а 50 получили ранения.
Это первое боевое применение Ираном баллистических ракет средней дальности со времен ирано-иракской войны 1980–1988 годов. Да и тогда это были единичные случаи, обе страны необходимыми технологиями не располагали, а «война городов» 1985–1986 годов велась в основном силами авиации.
Иранские источники не конкретизируют, какие именно ракеты применили по базам ИГИЛ, но если это пресловутые «Шахаб-3», то грош цена американским системам ПРО, ПВО и разведки. Понятно, что сбивать иранские ракеты они не собирались (зато под руку попался сирийский истребитель), но не заметить не могли. Меж тем американское военное командование будто бы впало в коллективную кому и никак не комментирует ракетный удар.
Надо, кстати, напомнить, что «Шахаб-3» – это творчески переделанная северокорейская ракета «Нодон», которая у корейцев не летает или летает плохо, а у персов превратилась в высокотехнологичное твердотопливное изделие. Так что американская система обороны Дальнего Востока тоже может быть поставлена под вопрос.
Сопротивление ИГИЛ в Старом городе Мосула рано или поздно будет сломлено – просто в силу огромного превосходства ирако-американской коалиции над джихадистами. Одной проблемой станет меньше, но остальные никуда не денутся, и война все больше будет скатываться в маневренную гонку за стратегическими объектами на границе и внутри Сирии.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ