Дмитрий Грунюшкин Дмитрий Грунюшкин Время эпатажных фриков уходит

Мир неизбежно будет двигаться к системе рационального потребления. Это мир, в котором есть, конечно, место и фрикам, потому что они занимают свою нишу потребления. Но их удел – вовсе не трон властителей дум, не главные сцены и не всенародное обсуждение, а шоу уродов типа «Евровидения».

19 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев Русское кино набрало высоту

2024 год в кино рискует остаться последним годом яркого возрождения русской киноиндустрии. Распустив в этом году свой невообразимо красивый хвост, этот павлин завтра рискует оказаться тем, кто он есть – крупной общипанной птицей, похожей на курицу обыкновенную, домашнюю.

25 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Как войти в новый год без тревоги

Во всеми нами любимой комедии про Ивана Васильевича, который меняет профессию, есть песенка со словами «все на свете было не зря, не напрасно было». Для наших предков это было не поэтической метафорой – а ясной, непоколебимой верой в промысел Божий.

3 комментария
31 декабря 2024, 09:37 • Общество

Российская армия заканчивает год волной успешных наступлений

Российские войска реализуют стратегическую инициативу в зоне спецоперации

Российская армия заканчивает год волной успешных наступлений
@ Сергей Бобылев/РИА Новости

Tекст: Евгений Крутиков

Весь 2024 год российская армия проводила в зоне СВО целую череду наступательных операций. Какие новые тактические приемы и способы управления войсками были опробованы российским Генштабом и как это сказалось на всей конфигурации фронта?

Российская армия заканчивает кампанию 2024 года в зоне СВО на волне успешных наступательных операций. Основные моменты происходившего за минувший год отметил министр обороны Андрей Белоусов на итоговой коллегии ведомства, прошедшей в середине декабря: «Вооруженные силы Российской Федерации прочно владеют стратегической инициативой на всей линии боевого соприкосновения». Важно подчеркнуть, что то же самое он говорил в июне текущего года – а значит, перед нами долговременная тенденция.

Противник за это время осуществил единственную значимую наступательную операцию – вторжение в Курскую область. Однако курская авантюра была осуществлена вне линии боевого соприкосновения в Донбассе и Новороссии и представляла собой крупный террористический акт набегового характера – который в итоге, по признанию даже западных экспертов, стал «большой катастрофой» для ВСУ. В зоне же СВО противник был вынужден целиком перейти к обороне.

Стратегический план действий ВС РФ в кампании 2024 года являл собой серию наступательных операций путем оперативного охвата (окружения или угрозы окружения) крупных населенных пунктов и оборонительных районов противника. ВС России таким образом разрезали линию обороны ВСУ, создавая угрозы разрыва фронта в целом и его частичного обрушения.

Это, в свою очередь, провоцировало дезорганизацию действий противника и вынуждало его отступать. Такая тактика ВС РФ приводила в том числе к большим потерям в личном составе и технике ВСУ, которые не успевали покинуть потенциальные зоны окружения.

Череду оперативных успехов российских войск в 2024 году можно отсчитывать уже с января, после взлома обороны Авдеевки с помощью хитрой операции по выходу наших штурмовиков в тыл ВСУ по подземной трубе. Авдеевка была едва ли не наиболее оснащенным укрепрайоном ВСУ в Донбассе, а после ее освобождения оборона противника сместилась на фронте на десятки километров.

Продвижение российских частей за Авдеевкой в сторону Очеретино привело к выходу на окраины других крупных укрепрайонов ВСУ Донбасса – важного логистического узла Курахово и Красноармейска (Покровска). К концу 2024 года операция по охвату Курахова приблизилась к завершению (противник уже отводит войска), а оборона ВСУ на окраинах Красноармейска рушится. Оба этих населенных пункта критически важны для всей обороны и логистики ВСУ в Донбассе.

Еще одним результатом освобождения Авдеевки стал разрыв фронта противника вплоть до границы с Днепропетровской областью, где в данный момент развивается фронтальное наступление. На отдельных участках расстояние до границы с Днепропетровской областью составляет менее 10 километров.

Значимый эффект имело и освобождение Угледара, состоявшееся осенью. Оно также было проведено путем охвата укрепрайона противника, причем в короткие сроки и с минимальными потерями. Это не только способствовало ускорению продвижения к Курахово, но и создало угрозу котла для ВСУ в районе Великой Новоселки и к перспективе «сворачивания» всего южного рубежа обороны противника.

Перелом наступил и в боях за Часов Яр, некоторые районы города уже находятся под российским контролем. В Дзержинской (Торецкой) городской агломерации ВСУ цепляются за шахты и терриконы, уже фактически потеряв всю городскую застройку. Можно предвидеть скорое освобождение Дзержинска, что приведет к угрозе для Константиновки – последней значимой позиции противника перед Славянско-Краматорской агломерацией.

На Приоскольском направлении ВС РФ форсировали реку Оскол и закрепились на ее западном берегу. Завязались бои за Купянск. Ранее этот участок линии боевого столкновения считался второстепенным, теперь же противник и там вынужден пускать в бой ценные резервы. Единственным участком в зоне СВО, где продвижение российских сил было в уходящем году менее заметно, остается Волчанск и его окрестности.

ВС России проводили наступательные операции одновременно на разных участках линии боевого соприкосновения. Военное руководство киевского режима не успевало правильно определить направление очередного удара, в результате чего было вынуждено в пожарном порядке использовать для купирования прорывов стратегические резервы – вновь формируемые бригады противника, включая обученные и оснащенные коллективным Западом.

Все это называется «стратегической инициативой» – когда наступательные действия российских войск не дают ВСУ сформировать собственный ударный кулак для очередного «контрнаступа» в Донбассе и Новороссии.

Можно сказать, что перед нами ключевой оперативный метод управления российскими войсками, который в текущих условиях показал особую эффективность.

Потеря каждого укрепленного района противника приводила к изменению всей конфигурации линии боевого соприкосновения в зоне спецоперации. Именно о таком эффекте и говорил на итоговой коллегии Андрей Белоусов: «В этом году российскими войсками освобождено почти 4,5 тыс. кв. километров территории, занятой противником. Неонацисты контролируют менее 1% территории ЛНР и все еще 25-30% территории ДНР, Запорожской и Херсонской областей».

Войска противника успешно перемалывались в ходе боевых действий. Поэтому еще одним ключевым результатом кампании 2024 года стало массированное уничтожение личного состава, техники и вооружений ВСУ.

Вот что сказал об этом министр обороны: «Подорван боевой потенциал противника. Только в текущем году потери ВСУ превысили 560 тыс. военнослужащих убитыми и ранеными. А всего потери составили один миллион человек за все время СВО. Только в курской авантюре киевский режим потерял более 40 тыс. военнослужащих. В этом году в зоне спецоперации уничтожено свыше 58 тыс. единиц различного вооружения и техники противника. В том числе 18 тысяч – иностранного производства».

В то же время руководство российских Вооруженных сил очевидно поставило перед командирами частей и соединений задачу максимально беречь и технику, и особенно личный состав. Именно с этим связано то, что наступление российских войск идет неуклонно, но не стремительно, не торопясь. Неспешность и расчет призваны проводить наступательные операции с наименьшими потерями.

В том числе и по этой причине наблюдаются серьезные изменения в тактических приемах ведения боевых действий. Налицо гораздо меньшее использование танковых подразделений и постоянный рост значения автономных систем, причем не только воздушных, но и морских, и наземных. Министр обороны объявил о планах по созданию нового рода войск – Войск беспилотных систем.

2024 год показал постоянные изменения как в формах, так и в методах войны. Это потребует уже в ближайшем будущем и коррекции воинских уставов, и боевых наставлений, и множества других документов, регламентирующих правила и порядок боевых действий.

Однако пока сложно в точной мере определить, какой именно будет война ближайшего будущего. Слишком много мы увидели в этом году противоречивых тенденций.

Например, с одной стороны, маневр начинает преобладать над огневой мощью, об этом говорит рост популярности использования мотоциклов для штурмовых операций. С другой – растет и огневая мощь, используемая Россией в зоне СВО, и наиболее ярким ее примером является боевое использование баллистической ракеты средней дальности «Орешник». Как заявляется, разрушительная сила ее кинетических (не оснащенных взрывчаткой) боеголовок из-за гиперзвуковой скорости сравнима с силой ядерного оружия.

Успехи ВС РФ в 2024 году создали задел для окончательного освобождения новых территорий России от украинской оккупации. Дальнейшие усилия российских войск будут направлены на разгром противника на текущих наступательных направлениях: Красноармейск, Часов Яр, Дзержинск, Великая Новоселка, Приосколье с выходом на Константиновку и Славянско-Краматорскую агломерацию.

На южном направлении назревает коллапс обороны противника от Гуляйполя до Запорожья. Есть признаки ослабления противника по берегам реки Днепр. Освобождение оккупированной части Курской области очевидно приведет к изменению конфигурации линии боевого соприкосновения под Харьковом и в Сумской области.

Все эти военные изменения и должны выполнить неизменную задачу по демилитаризации Украины в ее текущем виде и состоянии.

..............