Александр Чаусов Александр Чаусов Ждет ли нас космическая война

Мирный космос на международном уровне регулируется соглашением от 1967 года. Но это совершенно не значит, что наши «западные партнеры» не демонстрируют желание этот договор аннулировать или хотя бы обойти.

2 комментария
Игорь Мальцев Игорь Мальцев «ГДР» как зеркало развала СССР

Насколько Горбачев был наивен в реальности? Или настолько, как показано в сериале? Сериал «ГДР» – это многослойное произведение, манифест нового поколения: «как мы видим из 2024 года исторический распад социалистической послевоенной системы, грядущий распад СССР».

15 комментариев
Юрий Мавашев Юрий Мавашев Палестино-израильский конфликт может добить Египет

Катастрофа, которая придет с беженцами из Газы в Египет, мало кого волнует на Западе и в Израиле. Более того, Израиль официально заявляет о насильственном переселении 2,3 млн палестинцев в Синай. Для Египта это неприемлемо.

13 комментариев
4 марта 2022, 22:10 • Общество

Как Украина уничтожила свою «Мечту»

Как Украина уничтожила свою «Мечту»
@ 1tv.ru

Tекст: Михаил Мошкин

В ходе боевых действий под Киевом Украина собственными руками уничтожила самый большой в мире транспортный самолет Ан-225 «Мрия», доставшийся стране в наследство от СССР. Этот лайнер появился как элемент космической программы Союза. Сначала им гордился весь СССР, а после развала страны «Мрия» стала единственным (за неимением других) поводом для гордости украинской нации. Удастся ли возродить уникальный самолет?

«Украинские снаряды попали в ангар, где хранился самый крупный транспортный самолет в мире – Ан-225 «Мрия» (в переводе на русский язык – «Мечта»). Украинские артиллеристы попали в него, и самолет сгорел. «Мрии» больше нет», – говорится в первом репортаже российского Первого канала с аэродрома Гостомель под Киевом.

Эта стратегически важная точка – «домашний» аэродром концерна «Антонов» в 25 километрах к северо-западу от центра украинской столицы – была занята бойцами нашего спецназа 24 февраля, в первый же день спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины. Газета ВЗГЛЯД подробно рассказывала о значении взятия и удержания Гостомеля. Киевская власть потеряла не только крупнейшую площадку для приема и взлета военно-транспортных самолетов. Потерян и один из поводов для гордости украинской державы, к которому, впрочем, постсоветская Незалежная не имеет никакого отношения.

27 февраля «Укроборонпром» признал потерю флагмана украинской авиации – «Мрии», единственного в мире экземпляра дальнего турбореактивного транспортника Ан-225. И даже Владимир Зеленский – который в тот же день упомянул этот факт в очередном видеоролике в Instagram* – не стал возлагать ответственность на Россию за уничтожение уникального самолета. Украинский президент заявил: «Вчера мы утратили нашу «Мрию» – или в дословном переводе, «утратили нашу «Мечту».

Реактивный самолет сверхбольшой грузоподъемности Ан-225 был спроектирован и построен в ОКБ имени Антонова и на Киевском механическом заводе в 1984-1988 годах по проекту знаменитого советского и российского авиаконструктора Виктора Толмачева. Важные узлы и комплектующие для «Мрии» выпускали по всему Союзу: в Ульяновске, Горьком, Ташкенте и в самом Киеве.

Основой для нового транспортника стал Ан-124 «Руслан», также разработанный Толмачевым. А непосредственным поводом для постройки самолета-гиганта была так и не реализованная советская программа многоразовой пилотируемой космонавтики – предполагалось, что «Мрия» будет нести на себе «Бураны» от места сборки или посадки после полета к точке запуска. Однако первый и последний «советский шаттл» совершил единственный полет в 1988 году, и на этом история проекта завершилась. «Мрия» произвела фурор сначала на парижском авиасалоне 1989 года, куда доставила «Буран», а затем «выступив сольно» на салоне в Фарнборо в 1990-м. Но с распадом СССР шедевр советского авиапрома оказался не у дел. Второй экземпляр «Мрии» так и остался недостроенным.

Правда, есть и вторая версия появления этого самолета. В середине 60-х годов XX века в СССР началась разработка программы «Спираль» – системы, состоящей из двух самолетов: самолета-разгонщика и стартующего с него в воздухе орбитального челнока. Эта система давала массу преимуществ, самым главным из которых была возможность запуска в космос аппаратов не с Земли, а методом воздушного старта. Становился ненужным космодром, а орбитальный самолет мог стартовать в космос в любой точке земного шара. В задачу этих челноков входила фото- и радиоразведка, поражение авианосцев по спутниковым данным ракетами с ядерной боевой частью, перехват космических целей.

Возглавил проект конструктор Глеб Лозино-Лозинский. Ему удалось создать ряд суборбитальных аппаратов «Бор», однако с самолетом-носителем возникли проблемы. В 70-х годах министр обороны Андрей Гречко закрыл существенно опередивший время проект. Однако Лозино-Лозинский не опустил руки и, по воспоминаниям его коллег, воспользовался программой «Буран», которой он же и руководил: 

по его замыслу, «Мрия» создавалась не столько как такси для «советского шаттла», сколько как платформа для воздушного старта суборбитальных военных космических истребителей.

Однако перестройка и последующие события 80-х годов не позволили гениальному конструктору реанимировать проект «Спираль».

После развала СССР единственный Ан-225 фактически похоронили на Украине в середине 90-х: в 1994-м транспортник прекратил полеты, с него были сняты двигатели и оборудование, отмечает портал Airliners.net. Хотя самолет-гигант мог бы перевозить грузы общей массой до 250 тонн, осуществлять межконтинентальные перевозки до 150 тонн. Но только к началу 2000-х в Киеве вновь задумались о практическом использовании самолета. Уникальную машину восстановили и подготовили для нужд гражданской авиации.

Как отмечала газета ВЗГЛЯД, благодаря советскому наследству Украина могла бы стать одной из немногих стран, зарабатывающих на специализированном грузовом авиафлоте – по крайней мере, на 2020 год у страны были семь «Русланов» (Ан-124-100) и все та же единственная «Мрия», которая летала и в Австралию, и в Чили, и в Малайзию. Но что удивительно, использовали уникальную машину крайне редко. Утверждалось, что «самолет Ан-225 совершает 20-30 полетов в год, что не соответствует действительности», а на самом деле «в последние годы выполнял одну-три перевозки крупногабаритных грузов в год», – отмечал в 2019 году один из разработчиков Ан-225 Анатолий Вовнянко в публикации для портала «Новости ВПК».

Похоже, что украинская власть использовала разработки «Антонова» (и вообще сам факт существования этого авиагиганта) исключительно для самопиара. Так, в мае прошлого года Зеленский провел пресс-конференцию по случаю двухлетия со дня инаугурации в «антоновском» ангаре. «Слева – недостроенный самолет «Мрия», а справа – новый фюзеляж, который государство впервые за 30 лет заказало «Антонову» для армии. В этом мой смысл видения Украины: помнить о прошлом, понимать, где и в каком состоянии мы сегодня и что мы будем делать», – объявил шестой президент Украины. Как поясняла газета ВЗГЛЯД, фюзеляж без крыльев – это транспортник Ан-178, который вряд ли взлетит в обозримом будущем. «Мрия» же на тот момент проходила модернизацию и ремонт – речь, напомним, идет о все том же единственном экземпляре, второй так и не был достроен.

 

«Я думаю, в этом есть какой-то символизм. Президент объявит, что будут поднимать авиационную промышленность в Украине, но на самом деле это все ужасно и отвратительно, – отозвался о саморекламе Зеленского в цехах «Антонова» украинский журналист Дмитрий Гордон, отнюдь не критик киевского режима. – Ужасная территория, заброшенная, как символ заброшенности Украины... жуткий цех или ангар – это кошмар». Отметим, что летом 2021-го появились сообщения, что «Антонов» намерен переносить производство с Украины в Канаду, «Укроборонпром» подтвердил, что многоцелевые самолеты Ан-74 будут собирать в Квебеке.

«Мрия» тем временем продолжала зарабатывать Киеву деньги: во время пандемии ковида лайнер доставлял медицинские грузы из Китая для Польши – всего было перевезено более миллиона масок, более 200 тысяч защитных костюмов и около 250 тысяч лицевых щитков. При этом самолет находился в не очень хорошем техническом состоянии. Так, в фильме, снятом иностранными журналистами о перелете самолета с крупным электрогенератором в Австралию, показывалось, что фактически на каждой промежуточной посадке приходилось устранять технические проблемы. В этом же фильме пилот «Мрии» Дмитрий Антонов рассказывал, как в небе Европы самолет едва не потерпел крушение – отказали все гидросистемы, кроме одной, лайнер спасла только экстренная посадка. 

Кроме того, самолет, пожиравший 16 тонн топлива в час, не очень любили западные клиенты из-за дороговизны транспортных услуг и неэкологичности. Поэтому «Мрию» заказывали только для перевозки крупных моногрузов – тех, что невозможно переправить в другую точку Земли без разборки.

Но к крупнейшему в мире транспортнику проявляла интерес КНР. «Разговоры о покупке технологий Ан-225 идут уже не один год. И китайцам этот самолет действительно нужен, потому что он остается трендовой моделью современности», – отмечал авиаэксперт Владимир Попов, комментируя сообщения китайских СМИ о готовности Украины передать Пекину технологии и документацию по «Мрии». Впрочем, как подчеркивал еще в 2016 году в интервью газете ВЗГЛЯД один из разработчиков самолета Анатолий Вовнянко, интерес китайцев к Ан-225, скорее всего преувеличен. Со своей стороны, заслуженный летчик Попов отмечал, что китайцев интересует «Мрия» не как аппарат для доставки коммерческих грузов, а как воздушная площадка для запуска на орбиту ракетно-космических систем – некоего аналога советской системы «Спираль». В рамках контракта, как сообщалось, Украина передала Пекину всю документацию на выпуск самолета, ожидалось, что первый китайский Ан-225 будет выпущен в первой половине 2019 года. Но всем совместным авиационным проектам Украины и Китая не суждено было сбыться.

Добавим, что интерес к достройке второй «Мрии» в последние годы проявляла и Турция – о чем осенью 2020 года заявил вице-премьер и министр по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины Олег Уруский. Впрочем, аналитики усомнились в способности Анкары содержать крупнейший в мире авиагрузовик. «Владеть таким самолетом – безумно дорого», – отмечал авиаэксперт Роман Гусаров. Иное дело – Китай, который «хочет реализовать свои амбиции в авиации, и такой самолет для них будет колоссальным шагом вперед, потому что на сегодняшний день большие широкофюзеляжные самолеты, тем более такие, как «Мрия», могут создавать и проектировать только три сверхдержавы: Россия, США и Объединенная Европа».

Впрочем, теперь эти планы будут иметь скорее историческое значение – по крайней мере, в ближайшей перспективе. По вине украинского солдата, выпустившего ракету прямо в кабину Ан-225 в ангаре аэропорта Гостомель, страна лишилась по сути случайно доставшегося ей шедевра советского авиапрома. Создание второй «Мрии» становится совсем уж гипотетическим, в то время как восстановление первой займет годы и потребует не меньше 3 млрд долларов по оценке, данной Зеленским. Вне зависимости от того, какое будущее ждет Украину, такие средства у нее вряд ли появятся. Да и восстановление этого самолета сейчас не имеет никакого практического и экономического смысла. 

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............