Взгляд
19 августа, воскресенье  |  Последнее обновление — 02:48  |  vz.ru
Разделы

Не было бы в моей жизни Успенского – не было бы меня

Марина Собе-Панек, писатель, сценарист
Его часто поливали в прессе и в интернете помоями, обвиняли в жлобстве и в меркантильности, рассказывали, как он с кем-то судился, отвоевывая три копейки авторских. Все вранье и клевета. Успенский воевал только за свои права. Подробности...

Чтобы отменить оценки в школе, нужно быть Сталиным

Лев Пирогов, публицист, литературный критик, главный редактор детского развивающего журнала «Лучик 6+»
Министр просвещения России Ольга Васильева положила конец разговорам о переводе школьных оценок на 12-балльную систему. В целом министр права: нам не нужна 12-балльная система. И вот почему. Подробности...
Обсуждение: 72 комментария

Герои Успенского объединяют нас в нацию сильнее, чем герои Толстого

Дмитрий Дабб, кинокритик
Матроскин и Гена одинаково «свои» менту из увэдэшной пыточной и профессору хирургии, Людмиле Мизулиной и Филиппу Киркорову, Гарри Каспарову и Александру Проханову, а между ними не так уж много общего. Подробности...
Обсуждение: 29 комментариев

    Путин станцевал на свадьбе главы МИД Австрии

    В Австрии прошла свадьба главы МИД Карин Кнайсль с предпринимателем Вольфгангом Майлингером. Торжество посетил президент России Владимир Путин, который потанцевал с Кнайсль и преподнес ей необычный подарок
    Подробности...
    Обсуждение: 64 комментария

    В Казани представили стратегический ракетоносец Ту-22М3М

    В Казани состоялась выкатка первого опытного самолета Ту-22МЗМ. Он был создан в рамках масштабной программы модернизации авиационных комплексов стратегической и дальней авиации, которую выполняет ПАО «Туполев». После презентации ракетоносец будет передан на этап наземных и летных испытаний
    Подробности...

    В Италии обрушился автомобильный мост, десятки погибших

    В итальянском городе Генуе рухнул автомобильный мост. По предварительным данным пожарной службы, жертвами обрушения стали десятки человек. Завалы разгребают около 40 спасателей. Из одного автомобиля удалось вытащить двоих пострадавших
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Появились сведения о скором введении санкций США против «Северного потока – 2»

        Главная тема


        Умер последний способный шокировать США генсек ООН

        уничтожать американцев


        Российский крейсер включили в число самых мощных

        «народное радио»


        Проявился эффект бумеранга от украинских фейков о Крымском мосте

        особая тактика


        Российский вертолетчик рассказал о «свободной охоте» в Сирии

        латвийская певица


        Вайкуле может лишиться возможности выступать в России

        Энергетическая стратегия


        Москва потребовала согласовывать с ней газопровод в обход России

        «коммунистическая Япония»


        Соловьев посмеялся над американской телеведущей

        необычный презент


        Названа стоимость подарка Путина на свадьбу главы МИД Австрии

        «еще 20 лет назад»


        Украинцам объяснили пользу отказа от горячего водоснабжения

        Школьная реформа


        Лев Пирогов: Закручивать гайки, делая ставку на «китайскую модель» или идти по «финскому» пути?

        «поток насилия»


        Игорь Мальцев: Мне одному кажется, что крови совершенно нет на руках доброй Mutti Меркель?

        кафе «Ленинград»


        Елена Кондратьева-Сальгеро: Никогда еще Рига не была таким русским городом, как сегодня

        на ваш взгляд


        За кого вы болеете в ближневосточном конфликте?

        Россия готова противопоставить Маску собственную уникальную разработку

        Многоразовый ускоритель «Байкал – Ангара» за 17 лет так и не взлетел дальше стадии проектов и макетов   4 июня 2018, 17:30
        Фото: Яковлев Александр/ТАСС
        Текст: Марина Балтачева,
        Никита Коваленко

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Российские космические разработчики, кажется, начали брать пример с Илона Маска. Появились сообщения о возрождении полузабытого проекта отечественной многоразовой ракеты с возвращаемыми на Землю ступенями. Сможет ли предлагаемая технология составить реальную конкуренцию американским ракетам?

        В России разрабатывается многоразовая, возвращаемая космическая ракета, сообщил глава проектной группы Фонда перспективных исследований (ФПИ) Борис Сатовский.

        Замгендиректора Авиационного комплекса им. С. В. Ильюшина по управлению проектами Дмитрий Герасимов заявил, что разработчики создали несколько вариантов многоразовой ракеты-носителя. По его словам, после изучения проектов многоразовых ракет-носителей специалисты решили, что для России наиболее интересным является возвращение самолетным способом.

        Над проектами работали специалисты Фонда перспективных исследований, Роскосмоса и АО «ЭМЗ им. В. М. Мясищева», входящего в дивизион транспортной авиации ПАО «ОАК». Сейчас аванпроект уже завершен, облик ракеты определен, и в 2022 году планируется провести летные испытания. «Итогом исследований должен стать полнофункциональный демонстратор с ракетным двигателем, который сможет выполнить весь цикл испытаний, начиная со старта и выведения на необходимую высоту, заканчивая возвращением и автоматической посадкой», – отметил Герасимов. В таком случае это будет первая в России ракета подобного типа. По словам Сатовского, «инженерно-конструкторские проработки показали достаточную технологическую готовность к созданию демонстратора».

        Речь идет о ракетно-космической системе сверхлегкого класса, которая сможет выводить в космос полезную нагрузку массой до 600 кг, ракету будут запускать с мобильных пусковых комплексов. Ожидается, что на высоте 59–66 км первая ступень отделится и приземлится на «обычную взлетно-посадочную полосу». «В базовой конструкции возвращаемого блока будут применены поворотное прямоугольное крыло большого размаха и классическое хвостовое оперение», – сообщил Сатовский. При возвращении будет задействован «модифицированный серийный турбореактивный двигатель».

        Фонд ожидает, что вывод полезной нагрузки станет дешевле в 1,5–2 раза. Планируется, что каждый блок будет рассчитан на 50 полетов без замены маршевых двигателей. Двигатели будут работать на криогенном топливе «жидкий кислород – сжиженный метан».

        При разработке новой ракеты был использован технологический задел проекта «Байкал». «Байкал», или же «Байкал – Ангара» – проект многоразового ускорителя (МРУ) первой ступени ракеты-носителя «Ангара». Разработан в ГКНПЦ им. Хруничева совместно с НПО «Молния». Основная идея проекта в том, чтобы выполнивший задачу ракетный ускоритель, отделившись от носителя, автоматически возвращался к месту старта и приземлялся на самолетную взлетно-посадочную полосу как крылатый беспилотный летательный аппарат. Для этого на хвостовом отсеке поставили оперение – киль с рулем, к межбаковому отсеку прикрепили цельноповоротное крыло, а в головной обтекатель установили турбореактивный двигатель, а также снабдили конструкцию шасси.

        Идея возврата ракетных блоков и их многоразовости давно будоражила умы инженеров. Многоразовым хотели сделать блок «А» лунного носителя H1, американцы прорабатывали надувное крыло для «Сатурна-5». Наконец, парашюты опускали в Атлантику твердотопливные ускорители «Шаттла», парашютно-ракетная система спасения отработана (но в реальных полетах не испытана) для первой ступени «Энергии». И это не говоря о множестве более мелких проектов, в том числе и очень свежих, таких как ракета «Корона». Единственным исключением стал общеизвестный проект Илона Маска – ему удалось создать и успешно испытать возвращаемые ступени ракеты.

        Проект «Байкал» был представлен публике еще 17 лет назад, на авиасалоне МАКС-2001, но тогда не пошел дальше макета. Одной из проблем МРУ является повышение массы по сравнению с универсальным ракетным модулем (17,8 т против 8,5 т) и снижение грузоподъемности чуть ли не в два раза. И это не единственные сложности.

        «В схеме, предложенной для «Байкала», нужен дополнительный двигатель. Его нужно разработать, его нет в природе. И его нужно нести с собой. Разработка стоит дорого, весит он много. Плюс крылья еще нужны и специально оборудованный аэродром», – заявил газете ВЗГЛЯД руководитель Института космической политики Иван Моисеев. С одного взгляда на схему можно сказать, что это не будет востребовано, уверен эксперт.

        Член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского Андрей Ионин придерживается другого мнения. «Иногда технологии рождаются, но их время еще не пришло», – рассказал он газете ВЗГЛЯД. По этой причине проект «Байкал – Ангара» в свое время и не реализовался. Кроме того, возвращаемые ступени имеют смысл, когда есть большой грузопоток и благодаря им можно снизить стоимость пуска. В 2000-е годы большого грузопотока не было, указал он.

        Бывший глава Роскосмоса Игорь Комаров, говоря об успехах SpaceX Илона Маска, заявил, что сейчас возвращаемые ступени дают лишь 10-процентную экономию по сравнению с затопляемыми, но в Роскосмосе видят будущее как раз в возвращаемых ступенях ракет.

        Разработка возвращаемых ракет – «это мировой тренд, мода, если хотите», отметил Моисеев. Созданием сверхлегкой ракеты для вывода малых нагрузок занимаются США, Китай, Европа. Однако «у нас таких малых нагрузок мало. В мире их много, но все они уже расписаны», подчеркнул эксперт. Так что возникает вопрос – сколько это будет стоить и зачем это нужно? Эксперт напомнил, что, «когда мало запусков, это становится сплошным убытком».

        За возвращаемыми ступенями стоит экономический смысл, уверен Ионин. Тем не менее он также подчеркнул, что для этого нужен большой грузопоток. Например, Маск предполагал, что большой грузопоток будет, так как он участвует в разработке спутниковой системы Starlink для предоставления доступа к интернету по всему миру. Маск заявляет о планах запуска 10 тыс. спутников. На первом этапе, скорее всего, будет гораздо меньше, однако «в ближайшие годы такой огромный поток запуска появится», подчеркнул собеседник.

        Кроме того,

        «если сравнить с аналогичной системой SpaceX, то предлагаемая система тяжелее, дороже и менее надежна»,

        считает Моисеев. Взять за образец «Байкал» и сделать из него на бумаге одну ракету можно. Однако технология с возвращением на крыльях «принципиально хуже» технологии Маска, полагает Моисеев. Он пояснил, что Маск задействовал тот двигатель, который использовался для разгона, то есть в обратном направлении он уже действует как посадочный.

        Однако у системы посадки на крыльях могут быть даже свои преимущества, считает Ионин. «У каждой технологии есть свои плюсы и минусы. Это все равно что сравнивать Ferrari с трактором, на трассе лучше первый, а на вспаханном поле – второй», – отметил он.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............