Взгляд
25 мая, среда  |  Последнее обновление — 00:58  |  vz.ru
Разделы

Польша готова повоевать на Украине

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
Весьма вероятно, что уже в скором будущем отдельные польские военнослужащие или подразделения формально смогут участвовать в борьбе против России под украинским флагом. И не нужно недооценивать моральную готовность поляков к такому развитию событий. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Почему у России почти нет союзников на постсоветском пространстве

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Спецоперация на Украине обнажила множество существующих для Москвы проблем как внутриполитического, так и внешнеполитического характера. Одной из этих проблем стала политика России на постсоветском пространстве. Подробности...
Обсуждение: 35 комментариев

Из зеркала на украинца глядит русский

Захар Прилепин
Захар Прилепин, писатель, председатель партии «За правду»
Если б у нынешнего политического Кыева была необходимость объявить, что они больше не славяне, а кто угодно – арии, индусы, джедаи, – они б отказались от своего славянского имени. С русскими ничего не должно роднить. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Корабль Starliner компании Boeing стартовал к МКС

Перспективный космический корабль Starliner компании Boeing в рамках второго тестового полета стартовал к Международной космической станции (МКС) в беспилотном режиме. На первой ступени ракеты-носителя Atlas V использовался российский двигатель РД-180, произведенный НПО «Энергомаш»
Подробности...

Боевики «Азова» начали сдаваться в плен

256 украинских боевиков сдались в плен на мариупольском заводе «Азовсталь». Среди пленных число раненых составляет 51 человек. Большую часть раненых под конвоем отвезли в больницу города Новоазовска. При этом на заводе все еще остается около двух тысяч боевиков
Подробности...

«Москвичи» – какими они были и могли быть

Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение перевести московский завод «Рено» на баланс города и возобновить производство автомобилей под брендом «Москвич». Газета ВЗГЛЯД вспомнила, какую продукцию выпускал завод в советские времена, а какие идеи инженеров так и остались в макетах...
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: В школе в США застрелили 14 учеников

    Главная тема


    Европейцам предлагают мерзнуть ради наказания России

    «грядут потрясения»


    Киссинджер призвал Украину пойти на уступки на переговорах с Россией

    «экономические потрясения»


    Орбан объявил о введении чрезвычайного положения в Венгрии из-за Украины

    речь в Кремле


    Мединский опубликовал полную версию тоста Сталина за русский народ

    Видео

    комплексы «Гарпун»


    Украине дают устаревшее средство против Черноморского флота России

    пожизненный срок


    Зачем Киев устроил публичный процесс над российским военным

    война за Тайвань


    Президент Байден стал опасен для всего мира

    военная спецоперация


    Россия пробила украинский фронт в Донбассе

    показания Медведчука


    Зеленский приготовил для Порошенко тюрьму за трубу

    военная элита


    Владислав Шурыгин: Нам была очень нужна победа в Мариуполе

    настоящий голодомор


    Владимир Прохватилов: Рука голода тянется на Украину с Запада

    неприкрытый выпад


    Глеб Простаков: Сможет ли БРИКС стать фундаментом нового многополярного мира

    на ваш взгляд


    Вы поддерживаете предложение закрепить в правилах русской орфографии написание слова «Бог» с заглавной буквы?

    Феномен «российской пропаганды» напугал Запад

    Прародителем RT является не советская пропаганда, а как раз западные «голоса»
       24 февраля 2015, 08:35
    Фото: Евгений Биятов/РИА «Новости»
    Текст: Антон Крылов

    За последний год «российская пропаганда», адресованная западной аудитории, стала настоящим феноменом. О ней говорят, ее опасаются, способы противодействия ей обсуждаются на самом высоком уровне, чего не было даже во времена СССР. Одна из причин этого в том, что «российская пропаганда» совершила качественный скачок вперед всего за несколько лет.

    Российского оружия Запад боялся давно. После воцарения Петра Великого и до наших дней можно вспомнить только одно ощутимое поражение от европейцев – на Крымской войне. Во Франции той победой очень гордятся до сих пор: улицы, названные в честь крымских географических объектов, регулярно встречаются в Париже.

    Мы даем платформу партиям и людям, которые в своих странах выброшены из эфира. И поэтому зрители нам десятками тысяч пишут: «Спасибо

    Российская пропаганда, наоборот, никогда не считалась особенно серьезной угрозой. Интернациональная коммунистическая идея сама по себе – да, ее боялись, ей активно противодействовали. «Маккартизм» и «охота на ведьм» жестче всего проявились в Голливуде – силу своей «фабрики грез» Вашингтон осознал быстро, и отдавать ее людям, заподозренным в сочувствии к коммунизму, был не готов. Великого Чарли Чаплина, несмотря на все заслуги, в 1952 году выслали из США в родную Британию и двадцать лет не впускали обратно.

    Меж тем СССР запустил иновещание раньше других стран – с 1929 года. Запад начал выпускать радиопередачи на русском языке только после начала холодной войны.

    ТАСС уполномочен заявить

    Уже в 1970 году СССР вел передачи на 70 иностранных языках общим объемом более 200 часов, но заметного влияния на настроения в западном обществе иновещание не оказывало. В отличие, кстати, от западных «голосов», ставших заметным явлением в советской общественной, политической и культурной жизни 70-х и 80-х годов. «Голоса» сквозь «глушилки» слушали не только немногочисленные диссиденты, но и простые граждане страны. Верили «враждебной пропаганде» далеко не все, но все равно – слушали.

    Показательно, что после отмены цензуры и появления в России большого числа независимых СМИ «голоса» на русском языке вовсе не прекратили свою пропагандистскую работу. Повод для расхождения с российской официальной политикой нашелся довольно быстро – это война в Чечне. Правда, альтернативного информационного прорыва в интервью с террористами и полевыми командирами на «Радио Свобода**» не было – их и без того регулярно показывали по федеральному каналу НТВ.

    Несмотря на урезание бюджета и отказ от радиовещания, вызванный резким падением популярности «разговорных» радиостанций, почти все основные бойцы информационной войны против СССР дожили до наших дней. В интернете работают и «Голос Америки**», и «Радио Свобода», и «Немецкая волна», и «Русская служба Би-би-си», и даже легендарный Сева Новгородцев до сих пор в строю и ведет свой блог. В котором, что показательно, нет ни слова про Украину.

    Иновещание хоть и пережило СССР, но в 90-е полностью утратило даже то небольшое влияние на западную аудиторию, которое имело в советские времена. В несколько устаревшей статье в «Википедии», посвященной «Голосу России», с гордостью говорится, что он входил в пятерку самых популярных международных радиостанций, его совокупная аудитория достигала 109 миллионов человек в 160 странах мира, а вещание осуществлялось на 45 языках.

    Однако это внушительное количество языков и стран, как и в советские времена, совершенно не конвертировалось в сколь-либо реальную пользу. Иновещание оставалось «вещью в себе». Ничего удивительного, что в 2013 году Владимир Путин своим указом окончательно ликвидировал «Голос России», сейчас на его мощностях вещает «Радио Спутник» – подразделение МИА «Россия сегодня».

    Фактически можно без большой натяжки сказать, что до появления телеканала Russia Today никакой организованной пропаганды за рубежом у Москвы не было, а если формально и была, то результатов она не приносила.

    Ответный удар

    Решение о создании телеканала Russia Today было принято в 2005 году. Как писали тогда СМИ, он появился по инициативе советника президента Михаила Лесина и пресс-секретаря президента Алексея Громова. Лесин еще в 2001 году якобы говорил: «Мы должны пропагандировать себя, а то так и будем выглядеть как медведи».

    Назначение на пост главного редактора телеканала 25-летней Маргариты Симоньян вызвало скепсис в журналистских кругах, но, как показало дальнейшее развитие событий, это кадровое решение оказалось верным.

    В 2008 году Россия по сумме очков проиграла информационную войну вокруг событий в Южной Осетии: в массовом сознании западного обывателя отложилось впечатление, что это российские войска напали на грузинские, а не наоборот. Это несмотря на то, что потом и Еврокомиссия, и ОБСЕ признали агрессором нынешнего советника президента Украины Михаила Саакашвили.

    Но это было, пожалуй, последним серьезным информационным поражением. В западных СМИ стали все чаще появляться статьи про «российскую пропаганду», и в качестве примера приводили именно RT (вот так, до двух букв, было сокращено название телеканала еще в 2009-м).

    Основная «фишка» RT – вовсе не пропаганда в том виде, как ее представляют себе люди, пожившие в СССР. Главная задача телеканала – предоставлять западному зрителю альтернативное мнение о происходящем в мире. То есть прародителем RT является не советская пропаганда, а как раз западные «голоса», которые также давали в первую очередь альтернативную информацию, а не голую антисоветскую агитацию. Таким образом, телеканал является не «рупором Кремля», как его пытаются представить, а рупором людей, не разделяющих политику США и Евросоюза. А таких людей всегда было много.

    #{interviewpolit}После эскалации украинского конфликта от разоблачающих российскую пропаганду статей было решено перейти к реальным действиям – RT стали вставлять палки в колеса. В Великобритании телеканал угрожали лишить лицензии за «предвзятую» позицию, а в США председатель Совета управляющих по вопросам вещания страны Эндрю Лак и вовсе сравнил RT с «Исламским государством*» и «Боко Харам» (правда, официальный Вашингтон впоследствии отмежевался от данной позиции).

    Зашла речь и об ответных действиях. Так, в Германии на базе Deutsche Welle было решено создать новый англоязычный медийный сервис, деятельность которого будет направлена против информации, распространяемой в Европе российскими СМИ. Причем, как передает РИА «Новости», сотрудники корпорации далеко не в восторге от этой идеи.

    Латвия просит у Евросоюза денег на запуск русскоязычного телеканала для борьбы с российской пропагандой. Эта инициатива выглядит особенно красиво с учетом того, что в Прибалтике двадцать с лишним лет боролись с русским языком и последовательно не одобряли русскоязычное вещание.

    Проблемы противодействия российской пропаганде регулярно обсуждают также на международных форумах и конференциях. В ноябре в Батуми прошел форум «Восточного партнерства», одной из главной тем которого стало вещание RT. Поскольку прямые запреты «недемократичны», предлагалось создать международное «рейтинговое агентство», которое будет «ставить оценки» видеороликам.

    На Мюнхенской конференции по безопасности данная тема также активно обсуждалась. Журналист Федор Лукьянов в эфире onlinetv.ru поделился впечатлениями от мероприятия: «Меня лично поразили разговоры о том, что русская пропаганда такая, что с ней надо что-то делать всем миром. Ощущение в какой-то момент создавалось, что это не англосаксонские медиа доминируют в глобальном информационном пространстве, а телеканал Russia Today...»

    «Пропаганда сделала серьезный эволюционный рывок»

    «Действительно, за последние несколько лет технологически, а главное – контентно, российская пропаганда сделала серьезный эволюционный рывок, теперь это «вещание смыслов». Важны принципиально другие подходы и креативная модерация повестки. Как следствие, сегодня российская пропаганда активно влияет на мировую повестку. И это, я думаю, основная причина фобий глобальных технологов и откровенных врагов. Отсюда и противодействие, и активные контрмероприятия со стороны западных медиа», – заявил газете ВЗГЛЯД директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов.

    «В режиме «сам дурак» и жесткой бюрократической сетки вещания, закольцованной на внутренней повестке, как это было еще несколько лет назад, никакой опасности российская пропаганда для оппонентов не несла. Сегодня ситуация принципиально изменилась. Изменился и мир вокруг нас», – добавил он.

    «Виновница торжества» Маргарита Симоньян на вопрос газеты ВЗГЛЯД, почему ее телеканала так боятся на Западе, ответила: «Ну а как же им там по нашему поводу не переживать, если у их мейнстрима вроде CNN аудитория падает, а у нас растет?»

    «В США нас смотрит под два миллиона человек ежедневно по замерам Nielsen (ведущая американская социологическая и маркетинговая компанияприм. ВЗГЛЯД), в Британии мы обходим Foxnews и Euronews, а онлайн мы вообще на первом месте среди всех новостных каналов в мире на YouTube. И мы всей этой огромной аудитории рассказываем то, что они никогда не увидят в своих привычных СМИ – от событий на Украине до их собственных историй. Мы даем платформу партиям и людям, которые в своих странах выброшены из эфира. И поэтому зрители нам десятками тысяч пишут: «Спасибо, что открываете нам глаза на правду, мы больше не верим своим СМИ». Конечно, потом госдеповские чиновники публично ставят нас в один ряд с ИГИЛ* среди угроз. Не могу сказать, что меня это расстраивает», – подчеркнула Симоньян.

    Напомним, что «Голос России» тоже рассказывал о большом объеме аудитории и также получал международные премии. Просто его не боялись, а RT – боятся. В этом и разница. Принципиальная разница для нашей страны.

    * Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

    ** СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •