Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
31 декабря 2008, 17:45 • Политика

Високосный год

Названы главные события 2008 года

Високосный год
@ Reuters

Tекст: Дмитрий Бавырин

Иногда приходится признать, что приметы сбываются. По крайней мере, 2008 год действительно стал високосным для мировой экономики и международного права, которое аналитики уже успели похоронить. Не подкачал в этом смысле и хрестоматийный «фактор августа». Остается лишь надеяться, что главная примета Нового года − «Как встретишь, так и проведешь» − всё-таки не сбудется: Ближний Восток встречает бой курантов в состоянии войны.

Январь: по ком звонит баррель

Папа, а правда, что мировой финансовый кризис коснется только менеджеров и банкиров? – Правда, их он только коснется, а нам с тобой трындец

2 января 2008 года трейдеры вышли на работу. На Ближнем Востоке было неспокойно, доллар падал, группа вооруженных нигерийцев захватила центр нефтедобывающей промышленности страны, в итоге черное золото поставило рекорд рекордов: за баррель WTI с поставкой в феврале давали «франклина». Ранее баррель нефти за стодолларовый рубеж не переваливал ни разу, но никто трейдерам не удивился: аналитики ждали рекорда еще в конце 2007 года, а венесуэльский лидер Уго Чавес вообще пообещал миру цену в двести баксов, но только в том случае, если США нападут на Иран. Как известно, не напали. Не дотянув до промежуточной планки в 150 долларов совсем чуть-чуть, черное золото подешевело почти в пять раз. Однако психологический рубеж был пройден, и антиглобалисты стали рифмовать нефть с кровью с удвоенной энергией.

Февраль: Сербия без Косова

В переводе с сербского «Косово» означает «поле черных дроздов», но населяющим край албанцам, конечно, много ближе черный орел, которым на исконно сербских землях до османского ига и не пахло. Как бы там ни было, 17 февраля «птички» официально «вылетели из гнезда»: парламент края провозгласил отделение Косова от Сербии. Первым это засвидетельствовал Афганистан, следом за ним Приштину признали за столицу независимого государства Берлин, Лондон, Париж и Вашингтон. Крайняя в этом ряду Микронезия: 6 декабря 2008 года она стала 53-й страной, плюнувшей на международное право ввиду «особого случая». То, что случай будет именно «особым», было понятно давно: переговоры между Белградом и Приштиной провалились, но компромисса албанцы и не искали, благо США предупредили их загодя: если не договоритесь, Косово получит признание на основании «права народов на самоопределение». Албанский народ, правда, живет в Албании, а про «самоопределение племен» в уставе ООН ничего такого не сказано, однако кому теперь до этого дело. Независимым Косово, впрочем, так и не стало: новоявленное «государство» в принципе не в состоянии жить без международных грантов и гуманитарной помощи, не в силах поддерживать безопасность внутри самого себя − немногочисленные местные сербы проживают в гетто, а разговаривать по-русски или по-сербски в албанской части настоятельно не рекомендуется.

Март: третий президент России

Согласно данным Центризбиркома, на выборах президента России за Дмитрия Медведева проголосовали 52 млн 530 тыс. 712 человек (фото: ИТАР-ТАСС)
Согласно данным Центризбиркома, на выборах президента России за Дмитрия Медведева проголосовали 52 млн 530 тыс. 712 человек (фото: ИТАР-ТАСС)
Согласно данным Центризбиркома, на выборах президента России за Дмитрия Медведева проголосовали 52 млн 530 тыс. 712 человек, или 70,28%. В процентном отношении это меньше, чем получил в 2004 году Владимир Путин, но за Медведева проголосовали на 3 млн человек больше. Словом, компромисс. И, конечно, преемственность. «Задачи не меняются. Меняются методы, меняются тактические приемы, иногда меняется стиль, но задачи остаются прежними», – заявлял Медведев десять месяцев спустя с добавкой, что с Путиным у него «товарищеские отношения», но «его деятельность – это его деятельность, моя работа – это моя работа». Что до стиля, реперные точки оного можно констатировать уже сейчас. Фразы о том, что «не надо кошмарить бизнес», а «свобода лучше, чем несвобода», стали крылатыми. Термины «четыре «И», «новая стратегия евробезопасности» и, конечно, «операция по принуждению к миру» задали тон всей внутренней и внешней политике РФ. Наконец, западная пресса, до сих пор задающаяся вопросом «кто же в Кремле главный?», со своей стороны, успела отметить «теплый взгляд» третьего президента России и его умение одеваться с иголочки.

Апрель: битва атлантов

Саммиты НАТО, как правило, всегда шли по разряду паркетных мероприятий, однако в апреле 2008 года Бухарест не вылезал из заголовков мировой прессы. Волновало всех, конечно, не принятие в альянс Албании и Хорватии, не отказ в том же самом Македонии и не обещание Парижа вернуться в военные программы блока, из которых Францию вывел генерал де Голль. Собственно, даже рассмотрение вопроса о предоставлении Плана действий по членству в альянсе Тбилиси и Киеву – лишь косвенный фактор. Важно не что рассматривали, а как рассматривали. Шумно, ультимативно, остро. Одним словом, «раскол», какого у союзников не было со времен войны в Ираке: Германия, Италия, Франция, Испания, Бельгия, Нидерланды и Люксембург против США, Великобритании, Канады, Турции и Восточной Европы с примкнувшей к ним Данией. Победил здравый смысл «старой» Европы: Украине, население которой наотрез отказывается считать себя даже потенциальными «атлантами», и Грузии с её неурегулированными этно-территориальными конфликтами в ПДЧ было отказано. Напоследок Тбилиси и Киеву всё-таки пообещали принять их в альянс «когда-нибудь», а прессе было заявлено о «единстве рядов НАТО». «Будем посмотреть», − ответила пресса.

Май: обновление вертикали

Владимир Путин пересел в кресло премьер-министра и стал официальным председателем «Единой России» (фото: ИТАР-ТАСС)
Владимир Путин пересел в кресло премьер-министра и стал официальным председателем «Единой России» (фото: ИТАР-ТАСС)
Дмитрий Медведев вступил в должность, Владимир Путин пересел в кресло премьер-министра и стал официальным председателем «Единой России», у которой в Госдуме, как известно, конституционное большинство. Всем заинтересованным просьба отойти и взглянуть на конструкцию. Партийным в европейском смысле этого слова правительство не стало, хотя там заседают члены «ЕР» Александр Жуков, Алексей Гордеев, Сергей Шойгу и Юрий Трутнев под руководством по-прежнему беспартийного Путина. Однако кабинет министров во многом опирается именно на фракцию единороссов в Госдуме, что обеспечивает принятие законов в короткие сроки. Что до Медведева, все сопутствующие статусу главы государства обязанности на нем: безопасность, международный паркет, международная стратегия по безопасности и, при необходимости, «принуждение к миру». Как-то так. Все довольны, претензий не поступало. Оба главных действующих лица заверяют, что тандем более чем удачный, а распределение ролей прописано в Конституции. Которую ближе к зиме Медведев предложил слегка подкорректировать.

Июнь: когда стране фартит

На Евро-08 российская команда под чутким предводительством голландца Хиддинка положила в четвертьфинале голландцев же, заполучив в итоге бронзу чемпионата. Причем бронза эта оказалась слаще золота: ввиду триумфа российской сборной, которая в иные годы и Португалии со счетом 7:1 проигрывала, на улицах ликовала пятая часть населения Москвы. «У России есть сборная», − провозглашала российская пресса. «Сенсация года», − соглашались коллеги из Европы. Вообще, либо Медведев действительно приносит удачу, либо само так получилось, но к лету Россия взяла не один реванш за многолетние обиды. Еще в мае российские хоккеисты, которых долгие 15 лет на чемпионате мира били то чехи, то шведы, то канадцы, разгромили последних в финале, как в лучшие годы «красной машины». Наконец, усиленный скрипачом Мартоном и фигуристом Плющенко певец Билан занял в Белграде первое место на поп-пьедестале «Евровидения». Многие тогда отмечали, что случалось РФ выступать на данном конкурсе и более достойно, но то ли более достойных не нашлось, то ли европейцы увидели намек в том, что русский претендент пел на сцене, до боли напоминающей газовую конфорку, но «Евровидение-2009» пройдет в Москве.

Июль: врачебная ошибка

Тренд на Балканы, заданный самовольным отделением Косова, подкрепило неожиданное задержание частного лекаря Драгана Дабича. Когда Дабича побрили, мир увидел, что под его личиной в сербской столице долгие годы жил-поживал, пописывая книжки и статьи о медитации для журнала «Здоровая жизнь», «военный преступник номер один» и «организатор геноцида бошняков» Радован Караджич. Москва назвала сей арест внутренним делом Сербии, местные радикалы принялись доказывать, что вина Караджича лишь в том, что он серб и защищал свой народ, а Брюссель торжественно заявил, что сдача Караджича на суд МТБЮ приоткроет для Белграда ворота в Евросоюз. А в случае ареста еще и Ратко Младича ворота эти буквально распахнутся. Другой вопрос, что Младич не Караджич, то есть не поэт и не психиатр, а боевой генерал, за ним еще побегать придется. Как бы там ни было, через месяц про бывшего лидера боснийских сербов забыли, а зря. В действиях «геноцидника» Караджича, сидящего сейчас в Гааге, и президента Саакашвили, сидящего сейчас в Тбилиси, немало общего. С поправкой, конечно, на масштаб.

Август: принуждение к миру

Город сравняли с землей, дома мирных жителей горят, людям некуда скрыться от огня противника (фото: ИТАР-ТАСС)
Город сравняли с землей, дома мирных жителей горят, людям некуда скрыться от огня противника (фото: ИТАР-ТАСС)
«Большая часть территории Южной Осетии освобождена, она находится под контролем силовых структур Грузии», – заявил ближе к полудню восьмого дня восьмого месяца президент Михаил Саакашвили, ранее призвавший «защитить родину от агрессии России» и восстановить «конституционный порядок». Об издержках такой «защиты родины» опять же ближе к полудню сообщил госкомитет по информации и печати РЮО. Сообщение было емким: «Помогите нам, если успеете. Наверное, уже остались считанные минуты до полного нашего уничтожения. Город сравняли с землей, дома мирных жителей горят, людям некуда скрыться от огня противника». Мир реагировал на все это довольно вяло, изредка давая информацию о бомбардировках Цхинвала из уничтожающей всё живое системы «Град» и передавая слова постпреда РФ Чуркина, призывавшего Совбез ООН отреагировать на «беспредел» хоть как-то. Отреагировали никак, Кремль тоже молчал. Когда же в 15.00 по Москве президент Медведев отдал приказ о «принуждении к миру», а 58-я армия перешла границу РЮО, многие вздохнули с облегчением: Россия избежала позора. Потом была пятидневная война, потоки лжи в прессе, грызущий галстук грузинский гарант, ссора с ЕС и НАТО, откровенное предательство Украины, предупреждения из Форин-офиса и Госдепартамента о том, что «Россия за всё заплатит»… Красную черту, проведенную Медведевым на Кавказе, Запад переварил позднее. А равно и признание им Абхазии и РЮО в качестве независимых государств. Что до кар страшных, вроде блокирования работы Совета Россия − НАТО или переговоров по договору с ЕС, вскоре они были аннулированы. Ну а прессе, обвинявшей Россию в бомбардировках Цхинвала с Тбилиси заодно, оставалось лишь дипломатично удивляться самой себе.

Сентябрь: пираты на танках

Государство Сомали уже долгие годы существует только на бумаге. Там нет единого центра власти, нет единой валюты, но есть признанный миром президент, приказов которого на большей части территории никто не слушает: страна разделена на несколько непризнанных республик, регулярно воюющих друг с другом. И никому до этого не было дела, пока пираты, давно уже облюбовавшие этот восточный берег под «тихую гавань», не активизировались. На сегодняшний день их самой большой добычей стала украинская «Фаина», перевозившая танки Т-72. Пираты на танках – это уже чересчур, и Совбез ООН проснулся. Впрочем, даже там наиболее интересный вопрос – кому предназначались те танки − не поднят до сих пор. Кения заявляет, что предназначались ей, хотя покупать украинские танки ей объективно ни к чему – слишком накладно, тем более что с тяжелой бронетехникой в стране проблем нет. Версия, что машины предназначались для реэкспорта в Судан, более логична, и тут уже время занервничать Киеву: поставка танков режиму, организовавшему этнические чистки в Дарфуре, мягко говоря, дело скандальное. Однако танками и судьбой моряков «Фаины» в сентябре 2008 года Киев было не пронять: «оранжевая» коалиция официально скончалась, и то, что творилось во властных коридорах, более всего напоминало анархию.

Октябрь: кризис подкрался заметно

Индексы на РТС и ММВБ ухнули вниз, равно как и цены на нефть (фото: ИТАР-ТАСС)
Индексы на РТС и ММВБ ухнули вниз, равно как и цены на нефть (фото: ИТАР-ТАСС)
«Папа, а правда, что мировой финансовый кризис коснется только менеджеров и банкиров? – Правда, их он только коснется, а нам с тобой трындец», − когда существование кризиса в России признали официально, данный анекдот порвал все топы. Если же серьезно, непосредственным предшественником нынешних мировых болячек был ипотечный кризис в США, первые признаки которого появились еще в 2006 году. К сентябрю американской экономике поплохело окончательно, что было встречено громкими аплодисментами в арабских странах и части политической тусовки РФ. Радовались ровно месяц, а в октябре Кремль и Белый дом официально признали: одной восьмой части суши общемировых неприятностей избежать все-таки не придется. С тех пор слово «кризис» прилипло к заголовкам, благо поводов более чем достаточно: совокупный внешний долг российских компаний перевалил за отметку в 500 млрд долларов, индексы на РТС и ММВБ ухнули вниз, равно как и цены на нефть. Пока прогноз на 2009 год выглядит следующим образом: бюджет станет дефицитным, дефицит будет покрываться за счет резервного фонда, может быть, придется прибегнуть и к внешним заимствованиям. В целом все надеются на лучшее, а когда всё это кончится, не знает никто. «Я не гадалка», − заметил по этому поводу Медведев.

Ноябрь: черный Барак и Белый дом

«Этого не может быть потому, что этого не может быть никогда», − так можно сформулировать позицию большинства экспертов, оценивавших шансы Барака Обамы на президентство еще летом. И летом с ними можно было согласиться. Однако крах банковской системы сделал Маккейна с его маузером и с его Сарой Пэйлин глубоко неактуальным, и борьбу за Белый дом выиграл чернокожий, собравший чуть меньше половины белых голосов и почти все голоса меньшинств разного рода и племени. Поклон пиарщикам Обамы: республиканский лозунг про «стабильность» им удалось увязать с наречием «стабильно», мол, экономику будет стабильно лихорадить, война в Ираке − стабильно продолжаться, а весь мир − стабильно ненавидеть Америку. Меж тем запрос на перемены был не только в самих США, но и в мире. В Европе победе Обамы устроили овацию под лозунгом «Нам нужна другая Америка», а в России справедливо понадеялись, что двум молодым юристам-интернетчикам с либеральным имиджем найти общий язык всяко легче, чем молодому юристу-интернетчику с ветераном, который свои вьетнамские раны во всех смыслах не долечил. На этом – многоточие. Оценивать политиков такого уровня (а политики выше уровнем, чем президент Соединенных Штатов, широкой общественности не известны) нужно строго по делам. Дел пока не было.

Декабрь: без патриарха

В день похорон патриарха Алексия II в Москве шел дождь, по меркам декабря – аномалия. «Небо плачет», – объясняли верующие, пришедшие проститься с предстоятелем РПЦ к храму Христа Спасителя. Это, впрочем, лирика. А вот то, что Алексию II суждено было стать патриархом на закате коммунистического режима, засвидетельствовать историческое объединение РПЦ и РПЦЗ и провести Русскую православную церковь через тяжелейшее для многих время становления новой России, описываемое некоторыми философами как «духовная катастрофа», − факт. Впрочем, «провести через» не значит «преодолеть вообще»: ряд комментариев антиклерикальной части Рунета в связи с кончиной патриарха поражал даже прожженных циников. Кто бы ни стал новым предстоятелем, ему придется это учитывать.

..............