«Суперджет» взлетел

@ из личного архива

11 ноября 2015, 11:50 Мнение

«Суперджет» взлетел

Меня спрашивали, кто покупает самолеты «Суперджет-100» и не является ли единственным покупателем наш «Аэрофлот». Рассказываю подробно, ведь заключены десятки контрактов по всему миру.

Олег Макаренко Олег Макаренко

бизнесмен, блогер, журналист

В первые месяцы после декабрьского падения курса рубля плохо было почти всем – выиграли тогда разве что наши друзья из Казахстана и Белоруссии, которые получили возможность выгодно съездить в Россию за покупками. Однако дальше подешевевший рубль начал оказывать мощную поддержку нашим производителям: русские товары стали весьма привлекательными по цене.

Оплата рублями стала для иностранцев чуть ли не вдвое выгоднее, и конкурировать с «суперджетами» непросто

Меня спрашивали, кто покупает самолеты «Суперджет-100» и не является ли единственным покупателем наш «Аэрофлот». Рассказываю подробно. К настоящему моменту летают несколько десятков самолетов этой модели, из них 21 лайнер принадлежит «Аэрофлоту», а 16 лайнеров – мексиканской авиакомпании Interjet (которая, кстати, собирается вдвое расширить парк «суперджетов»). Это не так уж много.

Однако вот вам, пожалуйста, небольшая подборка новостей о контрактах, над которыми сейчас ведется работа:

1. Иранские авиакомпании готовы купить 100 лайнеров «Суперджет-100», иранцы дожидаются только снятия санкций, чтобы приступить к подготовке конкретных документов.

2. С 2018 года планируется начать поставку «суперджетов» в Индию. Речь идет о 50 бортах, которые будут распределены по разным индийским авиаперевозчикам.

3. Египет, который уже заключил контракт на закупку 12 самолетов, готовится приобрести дополнительно еще 5–15 наших лайнеров.

#{smallinfographicright=485028}Поставки первых самолетов могут начаться уже в конце 2016 года.

4. Наконец, как вы уже знаете, еще 50 самолетов закупит наш «Аэрофлот».

Как видите, счет идет уже на сотни бортов. Какое-то время назад сообщалось о том, что у «Сухого» есть твердые контракты на поставку 200 «суперджетов».

Сейчас этот объем явно выше: я ведь перечислил далеко не все перспективные контракты. Авиакомпаний на планете, как вы понимаете, гораздо больше, нежели производителей самолетов, поэтому, раз уж «суперджеты» покупали даже при курсе в 30 рублей за доллар, сейчас, когда оплата рублями стала для иностранцев чуть ли не вдвое выгоднее, конкурировать с «суперджетами» непросто.

Цитирую интервью с Евгением Андрачниковым, который, собственно, и работает над всеми этими контрактами на поставку лайнеров. Господин Андрачников – старший вице-президент компании «Гражданские самолеты Сухого»:

У правительства Никарагуа есть идея создания авиакомпании. Мы представили им ряд своих предложений. Никарагуа  исторический партнер России в Центральной Америке, это одна из наиболее дружественных нам держав. Страна удачно географически расположена. «Плечи», которые соединяют Никарагуа с соседними государствами Центральной Америки, идеально подходят под логистику Sukhoi SuperJet-100.

Россия и Китай строят сейчас в Никарагуа альтернативу Панамскому каналу, а Вашингтон, по своему обыкновению, пытается сорвать невыгодную ему стройку – в том числе и полусиловым путем, через организацию беспорядков в стране. Разумеется, в этой ситуации закупать самолеты на Западе, с точки зрения властей Никарагуа, было бы неразумно.

На основе «суперджетов» производится также специальная бизнес-модель, со спальными местами и прочими нужными для комфортных перелетов опциями. Неплохой выбор для считающих деньги крупных бизнесменов и для политиков из стран, в которых не принято слишком уж доверять американской и европейской технике.

Пока что летает только один лайнер в «бизнес»-исполнении, на нем авиакомпания «РусДжет» возит представителей наших органов власти.

Теперь по поводу участия иностранных партнеров в производстве «суперджетов». Да, действительно, примерно половина деталей в «суперджетах» в прошлом году была импортной.

Но все же нужно понимать, что доля отечественных комплектующих в лайнерах быстро растет, а самую важную часть работ – проектирование – делают в России. Например, лаборатория МФТИ на днях завершила разработку программного комплекса для улучшения аэродинамики лайнера.

Также много работ над «суперджетом» ведется совместно с итальянцами. Итальянцы на данный момент сильно заинтересованы в сотрудничестве с Россией, поэтому вряд ли Италия поддержит какие-либо санкции, которые затронут «суперджет». Собственно, даже Штатам мы нужны – Ростех имеет целый ряд больших проектов с «Боингом», начиная от поставки «Боингу» титановых комплектующих.

Наверное, можно было бы сделать гражданский самолет, все сто процентов деталей которого производились бы в России. Однако главная ли это задача сейчас?

Снова процитирую Евгения Андрачникова из ГСС.

Вы знаете, всего пять держав в мире из 200 с лишним обладают технологией, культурой, экспертизой и традициями в самолетостроении. Всего пять! В 1970-х годах Россия была номером один среди авиастроительных держав. Выпускались сотни самых передовых гражданских самолетов.

Но произошла масса катаклизмов. Сейчас Sukhoi SuperJet-100 – уникальный проект, который за считаные годы был создан с нуля. Пусть скептики поедут в Комсомольск-на-Амуре и посмотрят на производство, они ахнут.

Каждый из мировых производителей может поаплодировать, посмотрев, как собираются наши самолеты. Мы говорим о самолете как о планере с огромным количеством высокотехнологичных компонентов.

Это российский самолет, который, безусловно, интегрирует в себе лучшую мировую практику, потому что без мировой интеграции ни одна машина не может быть собрана: ни автомобиль, ни трактор, ни уж тем более самолет. Итальянское партнерство в части международной интеграции – серьезное подспорье для нас.

Еще одна ниша, в которую идеально впишется «суперджет», – перевозка спортивных команд. Если «суперджет» выпустит модификацию специально под спортсменов, такие лайнеры сразу же получат большой объем заказов – так как сейчас команды летают на чартерах, что не слишком-то удобно. Только под матчи Континентальной хоккейной лиги можно будет сразу загрузить 10–12 машин.

«Суперджет» однозначно взлетел. Собственно, даже оппозиционеры перестали ныть про «суперджеты», у них сейчас в тренде мифы про скупку Россией гособлигаций США и тому подобная свежая ересь. Теперь осталось наладить серийное производство пассажирских лайнеров других размеров, и можно будет констатировать успешное выздоровление отечественной гражданской авиации.

Ну а с авиацией военной – спасибо агрессивной политике Вашингтона – дела у нас уже и сейчас обстоят весьма неплохо. Последние события в Сирии показали, что наши военные самолеты не уступают американским, и, думаю, если бы у младших партнеров США был выбор, даже они покупали бы военную авиатехнику именно у России.

Источник: Блог Олега Макаренко

..............