Первый звоночек прозвенел несколько лет назад, когда обратили внимание на подростковые книги, буквально нафаршированные ЛГБТ-любовью. Издательский бизнес активно штамповал такого рода литературу. Под нее даже целевую аудиторию обозначили: «молодые взрослые».
21 комментарийПолитолог объяснил, зачем знаменитости спекулируют на теме вакцинации
«Проблема разговоров о вакцинации состоит не в том, что непрофессионалы высказывают свое мнение, а в том, что они эти заявления капитализируют», – сказал газете ВЗГЛЯД политолог Дмитрий Абзалов.
«Пост в Сети, который обозначает позицию «против» вакцинации, наберет больше просмотров, а, следовательно, и больше активности и денежных средств, чем пост в поддержку», – полагает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
Таким образом, указал эксперт, с точки зрения современного информационного поля, поддерживать вакцинацию невыгодно. «Человек не меняет позицию не потому, что он в ней уверен, а потому что он собирает с ее помощью много сторонников, – отметил собеседник. – У человека есть определенный имидж, он его сформировал, у него есть определенные каналы капитализации – зачем ему от них отходить, если переход ему ничего не даст».
Аналитик призвал перенять опыт США и Европы в этой сфере. «В США все блоги, которые поддерживают позицию, отличную от точки зрения главного эпидемиолога (Энтони) Фаучи, банятся и закрываются», – подчеркнул политолог.
Абзалов добавил, что другими способами, например – просто убеждением – не получится пресечь активные выступления противников вакцинации ради хайпа. Если к человеку идет финансовый поток, чтобы он выдавал заявления в духе антипрививочной повестки, то его сложно заставить генерировать другой контент, заметил эксперт.
Аналитик также напомнил: экспертно комментировать коронавирус и вакцинацию могут только эпидемиологи, а не просто люди, которые получили медицинское образование, и уж тем более – не те, кто не является профессионалом в этой сфере. «Стоматолог в принципе по касательной это проходил, но это то же самое, что нейрохирург будет давать советы по поводу пальпации», – добавил Абзалов.
Распространение ложной информации о коронавирусе и приведение доводов в пользу не делать прививку стало прибыльным делом. Только автор телеграм-канала «Ковид Сопротивление», как подсчитал полковник полиции в отставке Алексей Трифонов, зарабатывает до 22,6 млн рублей в год. Этот канал, на который подписаны более 120 тыс. человек, стал одной из наиболее популярных площадок по тиражированию фейков о вакцинации и COVID-19.
Первый зампред комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты, руководитель рабочей группы по защите прав пользователей интернета Александр Малькевич отмечал по этому поводу, что на Западе противники вакцинации зарабатывают миллионы долларов США. «Лидеры общественного мнения в Сети – это зачастую непонятные персонажи, люди явно без образования. Они должны нести официальные обязанности, должны отвечать за информацию, которую распространяют. Не говоря уже о том, что в зависимости от количества подписчиков и с учетом тех сумм, которые инфлюенсеры зарабатывают, для них должен меняться налоговый режим», – отмечал Малькевич.