21 ноября, четверг  |  Последнее обновление — 19:40  |  vz.ru
Разделы

Человечество бьется в экологической истерике

Максим Кронгауз, лингвист, доктор филологических наук
Словом года стало словосочетание (что само по себе неприятно) climate emergency. Русский перевод «чрезвычайная климатическая ситуация» (или «климатическое ЧП») выглядит просто отталкивающе. Подробности...
Обсуждение: 8 комментариев

Европа и Украина разочарованы друг в друге

Глеб Простаков, журналист
21 ноября Украина буднично празднует шестую годовщину Евромайдана. Спустя шесть лет после этого события число граждан, считающих, что страна движется в неправильном направлении, продолжает расти. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Турецкие проблемы стали и российскими

Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Москва вновь пытается спасти Эрдогана. На этот раз тем, что удерживает его от политического самоубийства в Сирии. Причем Кремль тут отнюдь не альтруист – спасая Турцию, он спасает и российский интерес. Подробности...
Обсуждение: 8 комментариев

    В Москве запустили МЦД

    В российской столице запустили первые две ветки центральных диаметров (МЦД) – нового транспортного проекта, который в перспективе соединит десять радиальных направлений московского железнодорожного узла. Диаметры должны существенно облегчить жителям пригородов доступ к центру и другим районам столицы
    Подробности...

    Проект нового плацкартного вагона

    Макет нового плацкартного вагона в натуральную величину показали на ежегодной выставке «Транспорт России», проходящей в московском Гостином дворе. Главная особенность концепта – наличие индивидуального пространства для пассажиров
    Подробности...
    Обсуждение: 6 комментариев

    Историк Соколов в бронежилете на следственном эксперименте

    В пятницу арестованного историка Олега Соколова привезли на следственный эксперимент на набережную реки Мойки в Санкт-Петербурге, где, по данным следствия, он пытался утопить отрубленные руки своей убитой молодой невесты
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Названы новые сроки введения тестов для получающих права водителей

        Главная тема


        До Европы дошел масштаб совершаемых мигрантами преступлений

        «это чушь»


        Путин резко раскритиковал попытки ввести новый порядок медосмотра для водителей

        уголовное дело


        Появилось объяснение снятому оборудованию и оружию с украинских кораблей

        особый случай


        Генератор паролей Сбербанка посоветовал клиенту «убивать евреев»

        Видео

        ошибки СССР


        Зачем Россия «отдавала последнее» союзным республикам

        «главный противник США»


        Китайцы не случайно нашли у России «слабые места»

        комиссары в погонах


        Победа над коррупцией убила еще одну реформу Сердюкова

        ранок газа


        У Газпрома появился новый конкурент в Европе

        викторина


        Стихи вождя или стихи поэта?

        Русский крест


        Сергей Худиев: Русским не хватает любви к жизни

        Стенограффити


        Николай Гурьянов: Как нам обустроить вандалов

        Уступка Москвы


        Ирина Алкснис: Встреча «четверки» России не нужна, но состоится

        на ваш взгляд


        Вы знаете слова гимна России наизусть?

        Слишком крутой маршрут

        Решено изучить возможность прокладки газо- и нефтепровода из России в Индию

        21 октября 2013, 22:30

        Текст: Ольга Самофалова

        Версия для печати

        Москва и Дели займутся исследованием возможности прямой наземной транспортировки углеводородов из России в Индию. Прокладка газо- и нефтепровода напрямую через Центральную Азию – неразумная, да и ненужная затея, считают эксперты. У России уже имеются более быстрые и безопасные способы доставить газ и нефть в Индию – на весьма перспективный рынок.

        Россия и Индия договорились об образовании совместной исследовательской группы для изучения возможности прямой наземной транспортировки углеводородов из России в Индию. Об этом говорится в совместном заявлении по итогам переговоров президента России Владимира Путина с премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом.

        Это предложение исходит от Индии. Еще в марте стало известно, что индийская нефтегазовая корпорация ONGC предложила России провести в республику нефтепровод через Афганистан и Пакистан, а крупнейшая газовая компания Индии GAIL – продлить будущий российский газопровод через Китай на территорию Индии.

        Судя по всему, Россия решила изучить экономическую целесообразность с учетом всех рисков, чтобы доказать Дели абсурдность прокладки газопровода и нефтепровода в Индию. По крайней мере, отраслевые эксперты называют эти идеи неразумными, так как политические риски зашкаливают.

        «Наземные поставки энергоресурсов из России в Индию практически невозможны. Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что для этого нужно преодолеть Центральную Азию, пройти весь Афганистан, Пакистан. Только так мы попадем в Индию, – говорит газете ВЗГЛЯД гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. – У нас с Туркменией сейчас тяжелейшие отношения. Афганистана как государства фактически нет, это перекати-поле, регион, где уже десятилетиями господствуют бандформирования. Ни один инвестор не вложит средства в прокладку трубы через Афганистан. С учетом отношений Индии и Пакистана риски тоже понятны».

        Интересным маршрутом мог бы быть Трансафганский газопровод (ТАПИ) или теоретический ТАПИ-2, считает старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. Индия давно поддерживает этот газопровод для поставки газа из Туркмении. По нему туркменский газ должен поступить через Афганистан и Пакистан в Индию. Проект этого газопровода активно обсуждается с 90-х годов. Протяженность ТАПИ составит более 1,7 тыс. километров, а мощность – около 30 млрд кубометров газа в год. России не раз предлагали участвовать в этом проекте. Однако риски из-за неспокойного Афганистана и Пакистана слишком высоки, соглашается Бодрова.

        «Возможно, поставщики будут искать некий оптимальный смешанный вариант с использованием возможностей железной дороги и трубопровода. Но строительство нового трубопровода – дело затратное и долгое, а энергоресурсы Индии нужны уже сейчас», – замечает Бодрова. 

        «Предложенный проект наземных поставок – неразумный и, главное, совершенно ненужный», – удивляется Симонов. Ведь, по его словам, у России есть более разумные и безопасные пути доставки как газа, так и нефти в Индию.

        «Если говорить про газ, то есть морские способы доставки СПГ из России в Индию. Мы уже продает газ в Индию с Сахалина в небольших объемах. Газпром собирается построить СПГ-завод во Владивостоке, а Роснефть – на Сахалине. У нас появляются достаточно хорошие возможности увеличивать объемы отгрузки СПГ в Индию, поэтому нам не нужны какие-то безумные проекты прокладки труб через Туркмению, Афганистан и Пакистан», – уверен Константин Симонов. К слову, Индия не отказывается от поставок российского СПГ и отмечает значимость таких проектов.

        По оценкам экспертов, если будут реализованы все проекты Газпрома, Роснефти и независимых нефтяников, то к 2020 году (если не считать Штокман) производство СПГ в России вырастет почти в четыре раза – до 38 млн тонн, доля российских проектов по производству СПГ к 2020 году увеличится до 8–9%. 

        Аналогичная ситуация наблюдается и с поставками нефти. «У нас есть более разумные способы доставки нефти в Индию, нежели трубопроводным транспортом через Центральную Азию. У нас есть порт Козьмино как конечная точка трубопровода ВСТО. Можно не заворачивать всю нефть в Китай, а можно довозить ее до Козьмино и осуществлять оттуда отгрузки в Индию морским путем. Это гораздо более безопасно», – указывает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности.

        «Изначально у нас были планы поставлять до 50 млн тонн нефти в Козьмино. Конечно, там есть Япония и Корея. Но если Индия станет гарантированным покупателем, то почему бы и ей не поставлять нефть», – добавляет эксперт.

        Основной маршрут нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан общей протяженностью около 4,7 тыс. км состоит из двух частей: участок Тайшет (Иркутская область) – Сковородино (Амурская область) представляет собой первую очередь (ВСТО-1), а участок Сковородино – Козьмино (Приморский край) – ВСТО-2.

        Безусловно, индийский рынок заслуживает внимания. Потенциал потребности энергоносителей в Индии большой, ведь это вторая по численности населения страна в мире. «Одно только потребление тепла обходится экономике Индии более чем в 200 млрд долларов ежегодно, притом что объем экономики в целом составляет 4 трлн долларов. Поэтому индийский рынок энергоносителей выглядит очень перспективным. Потенциально поставки газа в Индию могут составить порядка 100 млрд кубометров ежегодно, причем цена будет более чем приемлемой для поставщиков», – отмечает аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян.

        При этом Газпром, например, может повернуть «на юг» не менее 50 млрд кубометров газа, указывает Анна Бодрова. 

        «Сейчас много говорится о развороте поставок энергоресурсов на восток. И строительство трубопроводов – это вещь нужная, но надо понимать, где их можно строить, а где нет. Строительство трубы через Афганистан – совершенно ненужная затея. Тем более у нас есть готовая и расширяющаяся инфраструктура по поставкам СПГ и ВСТО», – резюмирует Симонов.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............