Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевУж лучше морем
Южная Корея обсуждает поставки российского электричества
Россия обсуждает с Южной Кореей варианты энергетического сотрудничества. С одной стороны, страны думают над строительством морского газопровода вместо сухопутного. С другой – Россети задумались о прокладке подводного электрокабеля из Владивостока в Сеул. В обоих случаях «мешает» Северная Корея.
«Морской вариант (газопровода) имеет право на жизнь, если он будет экономически целесообразен», – заявил министр энергетики Александр Новак в рамках 22-го Мирового энергетического конгресса, проходящего в южнокорейском Тэгу. По его словам, предварительная экономическая оценка этого проекта будет дана в течение одного–двух месяцев. Объемы поставок пока не обсуждались, так как это будет зависеть от экономики проекта, добавил он.
К 2020 году на Китай, Японию и Южную Корею придется 50% и более мирового потребления энергоресурсов
Россия и Южная Корея вынуждены прибегать к рассмотрению варианта строительства морского газопровода. Дело в том, что базовый вариант поставки газа в Южную Корею – сухопутный, через территорию Северной Кореи по маршруту Сахалин – Владивосток – Республика Корея – тормозится из-за внутриполитических событий на Корейском полуострове. Как известно, Северная и Южная Корея находятся в состоянии конфронтации со времен гражданской войны в 1950–1953 годах.
Предварительные договоренности о поставках российского газа были достигнуты президентами РФ и Республики Корея еще в 2008 году. С Северной Кореей переговоры начались в сентябре 2011 года. Предполагалось, что газ должен будет пойти по сухопутной трубе уже в 2017 году. Северокорейский участок газопровода должен составлять около 700 км, общая длина трубы – более 1100 км. Мощность трубы оценивалась примерно в 20 млрд кубометров топлива в год.
«Южная Корея практически лишена собственных углеводородных месторождений и потому является одним из крупнейших импортеров газа и нефти в мире. Между тем растущая экономика нуждается в энергоресурсах. По итогам 2013 года рост ВВП страны прогнозируется на уровне 2,6–2,8%, то есть на 0,6–0,8% превысит данные 2012 года. Как крупный импортер Корея, конечно, заинтересована в диверсификации поставок», – указывает управляющий директор «БКС Форекс» Павел Андреев. С помощью газопровода Южная Корея может снизить свои затраты на газ примерно на 30%.
Для России этот проект не менее важен. Газпром заинтересован в новом рынке сбыта, который позволит диверсифицировать поставки энергоресурсов и снизить зависимость российского экспорта от ситуации в Европе. К 2020 году на Китай, Японию и Южную Корею придется 50% и более мирового потребления энергоресурсов. Реализация этого проекта также позволит усилить политическое влияние России в данном регионе.
Однако конкретных подвижек в этом деле до сих пор не наблюдается. «По всей видимости, основная проблема здесь – экономическая целесообразность. Поскольку речь вряд ли идет о существенных объемах, срок окупаемости проекта будет значительным. К тому же есть две проблемы: вести трубу морем слишком дорого, а через КНДР – слишком рискованно», – говорит газете ВЗГЛЯД аналитик брокерского дома «Открытие» Алексей Павлов.
Тем более что в прошлом году Северная Корея начала торговаться с Россией по поводу цены поставок газа по ее территории в Южную Корею. Пхеньян захотел, чтобы Москва платила за транзит газа по еще более высоким тарифам, чем Газпром платит, например, сейчас Украине.
- Мост на Сахалин принесет России 15–20 млрд долларов
- СПГ-завод в Приморье построят за 20 млрд долларов
- Газпром потратит на выход в Азию 38 млрд долларов
- Путин назвал возможные варианты поставок газа в Южную Корею
- ФАС предлагает решение топливной проблемы Дальнего Востока
«Наиболее реалистичным из двух вариантов мне видится прокладка трубы сухопутным маршрутом, несмотря на все известные риски. Прокладка труб или кабеля по дну в районе Корейского полуострова потенциально очень затруднительна, так как дно там имеет сложный рельеф, а регион считается сейсмоопасным», – считает Андреев.
Подводный электрокабель
Одновременно Россия обсудила с Южной Кореей еще один проект. Компания «Россети» и Южная Корея ведут переговоры о возможной прокладке подводного электрокабеля из Владивостока в Сеул, рассказал глава Россетей Олег Бударгин.
«Руководство Республики Корея и в свое время бывший президент обращались к нам на предмет строительства линий электропередачи Владивосток – Сеул. Пока до этого проекта не дошли руки. Но ситуация меняется, и вчера энергетики и России, и Кореи обсуждали этот вопрос. Все очень заинтересованы в строительстве такой линии электропередачи», – заявил Бударгин.
К морскому варианту по этому проекту Россия и Южная Корея вынуждены прибегать опять же из-за Северной Кореи. По словам Бударгина, ранее Северная Корея «была согласна предоставить свою территорию для этого транзита», однако, «если сегодня такой возможности не будет, обсуждается вопрос о строительстве подводного кабеля».
Стоимость проекта Бударгин не назвал. По его словам, реализовываться проект будет в консорциуме с корейской сетевой компанией KEPCO (Korea Electric Power Corp.). «Возможны и другие участники», – отметил он, добавив, что Россети не будут претендовать на контроль в консорциуме. «Мы готовы работать на взаимовыгодных условиях», – отметил Бударгин.
«Идея с электрокабелем представляется куда более реалистичной и привлекательной с коммерческой точки зрения (чем морского газопровода – прим. ВЗГЛЯД), поскольку только Амурская область имеет сейчас существенный избыток генерирующих мощностей (на уровне 2–2,5 ГВт). А если в ближайшей перспективе будет реализована идея по объединению энергосистемы Дальнего Востока с Сибирью, экспортный потенциал по части электроэнергии у нас будет очень значительным», – считает Алексей Павлов.
Однако Павел Андреев считает реализацию проекта с участием Россетей сомнительной в ближайшие годы по причине заморозки сетевых тарифов, что снижает возможности инвестпрограммы компании.
Железная дорога
Кроме этих двух проектов, у России также есть совместный с Южной Кореей проект железнодорожного сообщения. РЖД уже несколько лет занимаются реконструкцией Транскорейской железной дороги. В прошлом году был открыт 54-километровый участок, соединяющий дальневосточную станцию Хасан с северокорейским портом Раджин.
При этом проект по соединению Транссиба с Транскорейской железной дорогой обсуждается уже более десяти лет, однако продвижение задерживается опять же из-за Северной Кореи. Хотя этот проект создаст оптимальный коридор для поставки грузов между Кореей и Европой. На саммите «большой двадцатки» в России президент Южной Кореи попросил Владимира Путина поспособствовать продвижению трехстороннего железнодорожного сообщения.
В сторону Японии
Россия смотрит также на Японию, которая нуждается в российских энергоресурсах, особенно после аварии в 2011 году на АЭС «Фукусима». Сразу после этого Россия и Япония вернулись к обсуждению проекта прокладки подводного электрокабеля под проливом Лаперуза. Россия предлагает построить энергомост по маршруту Хабаровск – Сахалин – Япония мощностью 500 кВт.
Ключевой предпосылкой для возобновления обсуждения этого проекта является утверждение осенью 2012 года энергетической стратегии Японии, согласно которой к 2030 году страна полностью откажется от атомной энергетики, что приведет к возникновению дефицита электроэнергии на территории островного государства.
Газпром готов построить в Японии терминал по приему сжиженного природного газа и расширить газотранспортную систему страны, чтобы поставлять газ с СПГ-завода во Владивостоке. Мощность завода составит 15 млн тонн и может быть увеличена до 20 млн тонн. С этого же завода планируется поставлять СПГ в Южную Корею. Пока российский газ поставляется в Японию с завода на Сахалине. Омрачают проект ценовые споры: Япония пытается выторговать более низкие цены на газ. В этом году Россия и Япония также начали обсуждать возможность строительства моста с Сахалина на материковую часть России.