Игорь Переверзев Игорь Переверзев Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

10 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

5 комментариев
Игорь Перминов Игорь Перминов Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

4 комментария
22 апреля 2010, 20:02 • Экономика

«Центробанк подрывает конкуренцию»

Сергей Фабрин: Небольшие банки лишатся вкладчиков

«Центробанк подрывает конкуренцию»
@ Getty Images/Fotobank.ru

Tекст: Екатерина Поспелова

В четверг несколько небольших российских банков получили письма от местных управлений Банка России с рекомендацией снизить «нерыночные» ставки по валютным вкладам физлиц. О том, как эта инициатива ЦБ отразится на деятельности мелких и средних банков, а также не окажутся ли «крайними» в этой ситуации их вкладчики, газете ВЗГЛЯД рассказал заместитель председателя правления «Трансстройбанка» Сергей Фабрин.

«Небольшие банки лишатся вкладчиков»

– В четверг в ряде СМИ появилась информация о том, что Банк России разослал небольшим банкам письма с рекомендацией снизить ставки по валютным вкладам физлиц с нынешних 7−8%. Не приведет ли это к оттоку вкладов?

Действия регулятора подрывают конкуренцию банков в области привлечения вкладов физических лиц

– Приведет, конечно же. Очевидно: если ставки будут относительно одинаковые, то вкладчики будут отдавать предпочтение более крупным банкам. Поскольку, как правило, они считают, что чем крупнее банк, тем меньше риск невозврата вклада этим банком. Средние, мелкие банки лишатся своих вкладчиков. Спрогнозировать, какой будет отток, достаточно сложно, ведь у каждого банка своя клиентская база, а также свой контингент вкладчиков.

– С чем связан был рост ставок по валютным вкладам? Какие проблемы решали этим банки?

– Рост был связан с началом кризиса – это осень 2008 года и начало 2009 года. Банки испытывали трудности с ликвидностью – повышали ставки и по валютным, и по рублевым депозитам. Помимо этого, курс иностранных валют рос по отношению к рублю, банки переориентировались с кредитования в рублях на кредитование в иностранных валютах. Для того чтобы удержать старых и привлечь новых вкладчиков, банкам пришлось повышать ставки по вкладам в иностранных валютах.

«ЦБ сильно продвинулся»

– Почему регулятор сначала начал бороться с большими рублевыми ставками, а теперь переключился на валютные депозиты?

– Рублевыми ставками оперировать проще. Есть ставка рефинансирования, которая в теории является мерой стоимости денег, ставкой ссудного процента в экономике государства. Поэтому регулятор начал с рублевых ставок. Сейчас ЦБ довольно сильно продвинулся в этом направлении – произошло существенное снижение ставок по рублевым вкладам.

После снижения ставки по рублевым вкладам приблизились к ставкам по вкладам инвалютным. В российском банковском секторе всегда рублевые ставки были по уровню выше ставок валютных, прежде всего из-за разного уровня инфляции рубля и иностранных валют.

Сейчас появился еще один фактор, стимулирующий понижение инвалютных ставок: банки обладают хорошей ликвидностью и вновь развивают кредитование, находясь в поиске хороших заемщиков. И в процессе конкуренции для привлечения этих хороших заемщиков банки вынуждены снижать ставки по кредитам. Это, в свою очередь, ведет к уменьшению ставок по вкладам. Поэтому ЦБ «взялся» и за валютные ставки.

– Считаете ли вы оправданными такие действия ЦБ?

– Конечно, ЦБ как регулятор денежного рынка имеет право и по закону обязан проводить ту или иную кредитно-денежную политику. Но при этом регулятору все-таки следует ориентироваться на ставки по кредитам юридическим лицам, предпринимателям.

Получить кредит в крупных банках, предлагающих вкладчикам низкие ставки по вкладам и в рублях, и в инвалютах, не всегда просто в силу разных причин. Поэтому потенциальные заемщики обращаются за кредитованием в средние и мелкие банки, у которых ресурсная база меньше, а средства дороже. Поэтому средние и мелкие банки кредитуют предпринимателей по более высоким ставкам.

Таким образом, при условии одинаковой маржи между ставкой привлечения и ставкой размещения денежных средств средние и мелкие банки обладают экономически оправданной возможностью привлекать средства, в том числе у вкладчиков, по более высоким ставкам, причем без угрозы потери финансовой стабильности.

Сергей Фабрин уверен, что действия регулятора подрывают конкуренцию банков в области привлечения вкладов физических лиц (фото: raexpert.ru)
Сергей Фабрин уверен, что действия регулятора подрывают конкуренцию банков в области привлечения вкладов физических лиц (фото: raexpert.ru)

«Потребитель должен сам оценивать свои риски»

– Таким образом, ЦБ «поддушивает» конкуренцию?

− Действия регулятора подрывают конкуренцию банков в области привлечения вкладов физических лиц. Взять, например, ставки по рублевым вкладам. Рекомендуемый ЦБ уровень превышения средней ставки, рассчитываемой ежедекадно по ставкам десяти банков, имеющих наибольший объем вкладов физических лиц, – 1,5% годовых – достаточно небольшой.

Если бы у нас был уровень ставок, как в Европе или США – порядка 3−5% годовых, то разница в 1,5% была бы ощутима. А при общем уровне ставок в 10–11% годовых уровень разницы в 1,5% годовых является для банков более чем незначительным конкурентным преимуществом. Наверное, при данном уровне ставок регулятору следует увеличить размер указанного превышения.

Я считаю, что правительство помогло во многом. Действия были правильными и полезными

– Когда вы планируете отреагировать на требование ЦБ?

– Как такового требования ЦБ о снижении ставок по вкладам в иностранных валютах мы не получали. Скорее всего, мы не будем менять ставки на вклады сроком на полгода и год. В то же время мы, может быть, даже временно откажемся от привлечения вкладов на короткие сроки в один, два или три месяца.

– Есть мнение, что инициатива ЦБ по снижению ставок по валютным вкладам ограничивает права потребителей. Что вы думаете на этот счет?

– Думаю, что все-таки понятие «нарушение прав потребителя» с точки зрения размещения свободных средств физических лиц в банковские вклады (депозиты) применять не совсем правильно. Ведь и здесь есть риски. Потребитель должен сам оценивать свои риски.

«Правительство заслужило четверку»

– Как вы относитесь к инициативе некоторых банков, например, «Юниаструма», вводить штрафы или комиссии за пополнение депозитов по вкладам с высокими ставками, открытыми во время кризиса?

– У этого банка сейчас особое положение – вероятно, ему средства вкладчиков стали не нужны. Банк сейчас в привлечении депозитов не заинтересован. Думаю, что наш банк никогда таких действий предпринимать не будет. Многие мелкие и средние банки нуждаются в клиентской базе.

– Во сколько по пятибалльной шкале вы оценили действия российского правительства по стабилизации банковской системы?

– Четверку оно точно заслужило. Мы впервые столкнулись с тем, когда банкам был открыт доступ к получению финансовых ресурсов от самого ЦБ. Банки были допущены к беззалоговому кредитованию – это короткие деньги, сроком до пяти недель. Также он очень лояльно подошел к проблеме рефинансирования банков под залог активов и поручительств. Эти механизмы действительно помогли многим банкам. Я считаю, что правительство помогло во многом. Действия были правильными и полезными.

– А как вы оцениваете общую ситуацию в банковской сфере, сложившуюся с просрочками и плохими активами?

– Я оцениваю уровень просроченных обязательств по кредитам на уровне 10–15% от совокупного кредитного портфеля российских банков. Затрудняюсь сказать, представляет ли этот уровень большую угрозу для банковской системы. Нужно смотреть, в чем причина возникновения просрочки, что это за заемщики, которые допустили просрочку, из каких они отраслей экономики, есть ли вероятность исправления ситуации в этих отраслях, какое по этим кредитам имеется обеспечение и др. Точно не помню, но, по-моему, ЦБ в 2009 году заявлял, что допустимым для банковской системы уровнем просроченных обязательств по кредитам он считает уровень в 20% от совокупного кредитного портфеля.

..............