У российской оппозиции была мантра про то, что в конце концов в России «холодильник победит телевизор». Самое забавное, что они оказались правы: реальность действительно победила пропаганду. Вот только пропаганду не кремлевскую, а их собственную – русофобскую.
2 комментарияЧужой среди своих
Триумфатором ММКФ стала оппозиция Михалкову
Главный приз ММКФ, коему в этом году исполнилось полвека, получил Николай Досталь за картину «Петя по дороге в Царствие небесное», живописующую деревенского юродивого с полосатой палочкой. За последние 10 лет он стал четвертым режиссером РФ, награжденным «Золотым Георгием». Фильм-победитель, по словам председателя жюри Павла Лунгина, отличают «талант, искренность и правильная моральная позиция ее создателя». Характеристика эта занятна уже тем, что Досталь – ярый оппонент Михалкова.
Умом было понятно, что главный приз отхватят следующие генеральной линии (см. фильм открытия фестиваля «Царь») духоподъемные картины «Чудо» или «Петя». При этом большие надежды возлагались на насквозь атеистическую, но точно уж с не менее «правильной моральной позицией» «Мелодию для шарманки» Киры Муратовой.
Досталь наделяет Петю «властью», совершенно не считаясь с тем, что на каждого Форреста Гампа приходится по 100 майоров Евсюковых
Впрочем, Кира Георгиевна вряд ли осталась в обиде – ее картина удостоилась Приза Международной федерации киноклубов за лучший фильм конкурсной программы, Приза жюри ФИПРЕССИ (не в первый раз), а также «Серебряного Георгия» за лучшее исполнение женской роли (12-летняя Лена Костюк).
Вернемся, впрочем, к «Пете». Сюжет триумфатора развивается холодной весной 1953-го в городке Кандалакша Мурманской области. Местному блаженному Пете (дебютная роль Егора Павлова) ставят диагноз «синдром Корсакова» (симптомы: покорная ограниченность, отказ от саморазвития, погашенные защитные рефлексы).
Однако, несмотря на предписанную врачами «ограниченность» и «отказ от саморазвития», Петя рвется к власти и воображает себя дорожным инспектором местного ГАИ. Жители Петю знают и любят – Россия всегда отличалась особо теплым отношением к блаженненьким, «ибо их есть Царствие небесное». Водители козыряют и предъявляют «инспектору Пете» права и путевые листы, а власти и вовсе выдают оружие – деревянный пистолет, правда, без патронов.
По мнению режиссера, подобных людей «надо в Красную книгу записывать, они нашу жизнь улучшают, очищают ее», а власть в самой своей основе «порочна, а должна быть нравственной, только тогда жизнь страны станет сбалансированной и гармоничной». Именно поэтому Досталь наделяет безобидного Петю «властью», совершенно не считаясь с тем, что на каждого Форреста Гампа приходится по 100 майоров Евсюковых.
- Счастливы вместе
- «Тема зла Европе неинтересна»
- Нацисты с перспективой
- Рак совести
- Михаил Бударагин: Между первым и вторым
При этом лучшим режиссером Досталь не стал, а стала им, по мнению жюри, Мариана Ченийо из Мексики за свою третью работу «Пять дней без Норы». Тихая и спокойная, без особенных прорывов в гениальность трагикомичная история о том, как муж пытается похоронить почившую супругу, в свое время уже получила два Приза зрительских симпатий: на кинофестивале в Майами и фестивале Cine Las Americas.
За лучшую мужскую роль «Серебряного Георгия» получил Владимир Ильин. В шахназаровской «Палате № 6» он сыграл доктора Рагина, отчаянно тоскующего по интеллигентным беседам в захолустном городке, а потом и вовсе сходящего с ума. Не лучшая, но достаточно крепкая роль профессионала: полностью раскрыться Ильину не дала «репортерская» манера повествования Шахназарова.
Лучшим фильмом конкурса «Перспективы», к нашему сожалению, оказалась не «Луна» Данкана Джонса, а «Зона конфликта» грузинского режиссера Вано Бурдули. И сложно удержаться от соблазна увидеть в этом решении политическую подоплеку (как, впрочем, в победе «Пети», что идет «по дороге в Царствие небесное»: в рамках скандального съезда кинематографистов Николай Досталь встал в оппозицию Никите Михалкову, о чем на открытии на разные голоса поминали организаторы, обещая всем непредвзятость жюри).
#{movie}Отличилась и российская критика. Своего традиционного «Слона» за лучший фильм конкурсной программы они вручили безрадостной, снятой в серо-зеленых тонах драме про двух нацистов и одного слабоумного «Как велит Бог» (режиссер Габриэле Сальваторес) с формулировкой «За поиск новой формы в решении вечных нравственных проблем». Ну а лучшим фильмом конкурса «Перспективы» критики посчитали «Событие», экранизацию одноименной пьесы Владимира Набокова, снятую Андреем Эшпаем. Критика назвала фильм «уникальным экспериментом»
Для многих это стало полной неожиданностью, так как общий настрой по отношению к чересчур экспериментальной и театрализованной картине был скорее отрицательный.
Специального упоминания и диплома удостоился стильный неонуар «Пропавший без вести» режиссера Ноа Бушела, в котором не очень убедительно подана рефлексия главных героев о событиях 11 сентября. Наконец, аниме совместного русско-японского производства «Первый отряд» получило спецприз «Коммерсанта», учрежденный впервые.
Судьба же Приза зрительских симпатий остается нерешенной: на момент публикации голоса зрителей подсчитаны еще не были. В любом случае, как нетрудно заметить, все русские фильмы, представленные в конкурсных программах, так или иначе оказались отмечены жюри, что заставляет вспомнить народную мудрость: «Всяк кулик свое болото хвалит».
О чем, собственно, и сказал Никита Сергеевич на закрытии – российский фильм, если он лучший в конкурсе, всегда будет награжден на фестивале по заслугам.
Себе же мы не откажем в удовольствии составить собственный топ примечательных событий на XXXI ММКФ. На первом месте – просмотр «Антихриста» в гуще кинокритиков, опасный для психического здоровья и грозящий перерасти в массовое побоище с членовредительством.
Вторую строчку отдадим долготерпению зрителей, купивших билеты на один из сеансов «Человека-вечности», представленных в «Октябре» в рамках программы Петра Шепотинника «8 ½ фильмов». Показ этой уникальной кинооперы на цифровом носителе благодаря техникам «Октября», устроившим террор при помощи оглушительного звука и двоящегося изображения, превратился в невыносимую пытку. Публика, заплатившая за «кино не для всех», стоически терпела, проклиная себя и современное искусство.
Почетное третье место достается сиденьям-кроватям зала № 3 кинотеатра «Октябрь», где шел показ программы Евгения Марголита «Социалистический авангардизм, часть 2», – настоящим монстрам и празднику седалищ.