Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
27 июня 2009, 18:00 • Культура

Нацисты с перспективой

ММКФ потрясло аниме о борьбе пионеров и нацистов

Нацисты с перспективой
@ world-art.ru

Tекст: Денис Шлянцев

Зрители увидели, что хотели, и теперь могут расходиться: самые ожидаемые и самые скандальные картины «Белая лента» Михаэля Ханеке и «Антихрист» Ларса фон Триера получили исчерпывающую реакцию. Что до секции «Перспективы», больше всего шансов на победу у фантастической драмы «Луна» Данкана Джонса и пионерского аниме «Первый отряд» Ёсихару Асино об оккультной борьбе юных ленинцев с немецко-фашистскими захватчиками.

В конкурсную программу «Перспективы» ММКФ обычно отбирают картины режиссеров начинающих (не обязательно дебюты). Так, ранее «перспективными» призами награждали фильмы «Кумбия нас связала» (Мексика), «Монотонность» (Латвия), «Чашма» (Узбекистан).

Апофеозом конфликта стала фраза, брошенная с балкона: «Вы смотрите там, не уписайтесь со смеха!

Тем страннее выглядит присутствие в конкурсе картины «Событие» Андрея Эшпая, дебютировавшего еще в 1983 году, с актерскими работами Чулпан Хаматовой, Игоря Гордина, Евгения Цыганова, Зои Кайдановской. Судя по всему, для основного конкурса «Событие» оказалось чересчур уж экспериментальной картиной, более напоминающей театральную постановку.

В самом деле, фильм по одноименной пьесе Набокова не блещет спецэффектами, да и декорации напоминают скорее инсталляцию в провинциальном музее современного искусства. Главные здесь – актеры, именно они дарят зрителю давно уже забытое ощущение «игры по Станиславскому».

Но не одно «Событие» в «Перспективах» представляет Россию. Сценарий аниме «Первый отряд» Ёсихару Асино был написан Мишей Шприцем и Алешей Климовым, они же выступили в качестве продюсеров. Эта чудовищная фантазия на тему противостояния оккультных сил во время Великой Отечественной войны, как будто вышедшая из-под пера Пелевина, Масодова и Пепперштейна разом, многим пришлась по духу – своей дерзостью и неординарностью.

По сюжету, пионерка Надя должна вызвать из загробного мира своих друзей, также наделенных экстрасенсорными способностями (тот самый Первый отряд), дабы противостоять нацистским оккультным силам «Аненербе». Последние позвали себе на помощь дух великого магистра ордена Меча крестоносца барона фон Вольфа, умершего еще во время Ледового побоища.

И без того оригинальный сюжет украшают интервью в стиле mockumentary – с вымышленными историками, психологами и ветеранами войны, которые по ходу фильма комментируют сражения и планы командования, что неизбежно напоминает мистификации Сергея Курехина. Москвичей, безусловно, порадует детально изображенная станция метро «Маяковская» и ВДНХ в качестве входа в загробный мир. По прогнозам отдельных критиков, «Первый отряд» вполне может удостоиться Приза жюри российской кинокритики.

Безусловным же фаворитом в секции «Перспективы» пока остается научно-фантастический фильм Данкана Джонса «Луна». Яркий пример того, как нужно дебютировать в полной мере, имея на руках хороший сценарий и пятимиллионный бюджет (что для фантастического фильма и вовсе копейки).

Поддержать талантливого юношу (к слову, сына Дэвида Боуи) согласились Сэм Рокуэлл (практически единственная роль в фильме), Кевин Спейси (озвучивший бортового робота Герти, чья гамма эмоций выражается при помощи смайликов) и Клинт Мэнселл («Реквием по мечте», «Фонтан»), написавший к картине саундтрек.

По сути, в «Луне» соединены мотивы «Шестого дня» и «Острова», «Бегущего по лезвию бритвы», «Сталкера» и «Космической одиссеи: 2001». С миру по нитке, но с огромным пиететом.

Ну а двумя самыми ожидаемыми премьерами стали ленты триумфаторов Каннского фестиваля: «Белая лента» Михаэля Ханеке, получившая Золотую пальмовую ветвь, и «Антихрист» Ларса фон Триера, награжденный Призом за лучшую женскую роль (Шарлота Гейнсбур) и антипризом экуменического жюри, специально учрежденным по такому случаю.

В «Белой ленте» Ханеке, «снизошедший» до Голливуда с его поверхностным стилем (именно там был снят покадровый ремейк собственных же «Забавных игр»), вытаскивает все смыслы картины на поверхность и оставляет их там на усмотрение зрителя. Сам же отправляется нагнетать атмосферу таинственными полунамеками и руководить работой оператора.

#{movie}В результате получается невнятный детектив с вылизанной картинкой, который вызывает раздражение своей незавершенностью и злость – своей дидактичностью. Неудивительно, что по итогам просмотра «Ленты» многие решили, что Ветвь досталась Ханеке исключительно благодаря протекционизму Изабелль Юппер, председательствующей в жюри.

С «Антихристом» фон Триера, посвященным Андрею Тарковскому, – совершенно другая история. Овеянный шлейфом скандалов и истерик, он, как никакой другой фильм, способен не то чтобы разделить аудиторию на два враждующих лагеря, но вызвать споры, плавно перерастающие в нанесение друг другу увечий различной тяжести. Это чуть не случилось на пресс-показе «Антихриста» в «Художественном», когда половина зала, не совладав с нервами, истерически хохотала, вторая – тихо бесилась, сжимая кулаки. Апофеозом конфликта стала фраза, брошенная с балкона: «Вы смотрите там, не уписайтесь со смеха!»

Перед премьерой ажиотаж вокруг «Антихриста» накалился до предела – спекулянты возле «Октября» предлагали билеты по 3000 рублей. Но опыт просмотра этого самого страшного хоррора последнего десятилетия или, если желаете, самой смешной артхаусной комедии стоит и не таких денег.

..............