Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
23 июня 2008, 08:37 • Культура

О психоаналитиках и их пациентах

О психоаналитиках и их пациентах
@ imdb.com

Tекст: Олег Рогов

Два фильма с Деппом, два фильма про пациентов, два фильма о нелегком взрослении. Эта неделя предподносит парные зрелища, приучая киноманов к динамичной системности. Контекст неизбежен, если его не задавать, он сам приходит и диктует свои правила. Обзор лучших фильмов недели – в традиционной рубрике газеты ВЗГЛЯД.

«Империя солнца» (26 июня, четверг, Россия, 01.05) – 7/10

Гас Ван Сент не делает вид, что он сидит на двух стульях, – просто время от времени пересаживается

Фильм, снятый Стивеном Спилбергом в 1987 году, сценарий написан знаменитым драматургом Томом Стоппардом по книге воспоминаний Джеймса Балларда. Удачная возможность увидеть раннюю актерскую работу тринадцатилетнего Кристиана Бэйла («Эквилибрум», недавний «Бетмэн»), сыгравшего в фильме главную роль. До этого он снимался лишь в телесериалах и успел сыграть только у Владимира Грамматикова в фильме «Мио, мой Мио». Спилберг выбрал его из четырех тысяч претендентов на эту роль и не ошибся. Лента рассказывает об английском мальчике, который во время Второй мировой войны оказался разлучен с родителями и брошен в японский лагерь для интернированных лиц Раннее взросление и борьба за выживание, не только физическое, но и духовное – идея фильма Спилберга, который чередует сугубую развлекуху с серьезными и проблемными лентами.

«Умница Уилл Хантинг» (28 июня, суббота, СТС, 22.50) – 7/10

Удивительный фильм Гаса ван Сента, снятый в 1997 году. Кто бы мог подумать, что автор таких мощных контркультурных фильмов, как «Аптечный ковбой» и «Мой личный штат Айдахо», снимет вполне традиционную ленту про хитрого психоаналитика и его непростого пациента. Впрочем, Ван Сент и впредь будет чередовать крутой артхаус и мэйнстрим, не делая вид, что он сидит на двух стульях, – просто время от времени пересаживается. «Умница Уилл Хантинг» – типично американский фильм, мы как бы смотрим на киношные и социальные стереотипы глазами очень умного и проницательного режиссера, который не опускается до пародии, а честно работает в узких рамках мэйнстрима. История уборщика в университете (Мэтт Даймон), одаренного феноменальными способностями, – та же история Золушки, только на новый лад. В роли феи – психоаналитик (Робин Уильямс), который не только избавляет парня от грозящей ему тюрьмы, но и помогает понять корни своих поступков, которые, само собой, спрятаны в детстве пациента.

«Что гложет Гилберта Грейпа?» (29 июня, воскресенье, ТВ–3, 00.00) – 7/10

Фильм Лассе Хальстрема («Шоколад», «Корабельные новости», «Правила виноделов»), снятый в 1993 году. Актерский дуэт молодых Джонни Деппа и совсем еще зеленого Леонардо ди Каприо, который играет слабоумного брата главного героя. Провинциальная Айова, скучный быт, семья, работа и интрижки. Жизнь проходит мимо, как колонны трейлеров. Как и в фильме Хальстрема «Шоколад», устоявшееся течение жизни нарушается приездом незнакомого человека. Им оказывается симпатичная девушка, которая колесит по стране со своей бабушкой. Пока техники чинят мотор, у нее есть возможность одним своим появлением взбаламутить провинциальную тину, а у обитателей городка – шанс изменить свою жизнь. Или, по крайней мере, свои о ней представления. В качестве одного из главных бонусов фильма следует отметить операторскую работу гениального Свена Нюквиста, работавшего с Бергманом и Тарковским.

«Дон Жуан де Марко» (28 июня, суббота, ТВ Центр, 00.55) – 6/10

Фильм Джереми Ливена, снятый в 1995 году. Лента тоже о психоаналитике и его клиенте. Исполнители этих ролей – главная приманка фильма. В одной ленте встретились Марлон Брандо и преклоняющийся перед мастерством старшего коллеги по цеху Джонни Депп. Параноидальная шизофрения – лакомое блюдо для многих киносюжетов. В данном случае мы имеем дело с человеком, который мнит себя Дон Жуаном, и врачом, пытающимся отыскать причину такого экзотического отождествления. Всё оказывается куда проще, перед нами не психоаналитический детектив, а романтическое повествование о поисках вечной любви в не очень приспособленном для этого современном мире.

«Мисс Сэди Томпсон» (24 июня, вторник, Первый канал, 03.05) – 5/10

Фильм Кертиса Бернхарда, снятый в 1953 году, – это вольная экранизация рассказа Сомерсета Моэма. Главный козырь фильма – участие в нем голливудской звезды Риты Хейворт. Это лента относится к периоду ее возвращения на экран после перерыва в несколько лет, связанного с очередной любовной историей – побегом с миллионером Али Ханом, который очень негативно освещался в тогдашней прессе и едва не стоил ей карьеры. Рита Хейворт играет девушку, которая ждет на острове прибытия корабля, куда она устроилась ночной певицей, а пока что неплохо проводит время с местной матросней. Проницательный миссионер заподозрил девушку в более тяжких проступках в прошлом – и был прав! Выглядит это дико – какие могут быть претензии к персонажу Риты Хейворт! Но вспомним, когда был снят этот фильм, и тогда вас не удивит, что в некоторых штатах его отказывались демонстрировать из-за слишком вольного поведения на экране главной героини.

«Монгол» (28 июня, суббота, Россия, 22.15) – 5/10

Фильм Сергея Бодрова-старшего, снятый в 2007 году. Эта картина про Чингисхана лишь притворяется байопиком – события его жизни предельно мифологизированы, и Бодров переносит на экран историческое предание, сооруженное по законам и правилам новой голливудской моды на всемирную историю. Самое голливудское в этом фильме – трактовка исторических событий через личную биографию главного героя. Его успехи – в том, что он не такой, как все. «Все монголы делают так», – говорят ему. Но Чингисхан не следует традициям, а поступает, руководствуясь здравым смыслом, который заменяет в этом фильме ожидаемые от героя восточные хитрость и коварство. И сложилась бы его жизнь по-другому, если бы не злые и недобрые люди. Так что именно обстоятельства биографии вынудили его разгромить цивилизованное Китайское царство и стать сильным и властным. То есть, страсти людские формируют события исторические. Чем не Дюма?

..............