Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
30 августа 2007, 10:49 • Культура

Ингрид Бергман: виражи судьбы

Бергман – «пятно на флаге страны»

Ингрид Бергман: виражи судьбы
@ ingridbergman.com

Tекст: Олег Рогов

Она умерла в свой день рождения. В этот же день, когда ей исполнилось 33, она встретила кинорежиссера Роберто Росселини, и ее жизнь круто изменилась. Их роман вызвал даже дебаты в конгрессе США.

Дело дошло до того, что было предложено изменить американские законы, ввести лицензирование кинопродукции и организовать комиссию по контролю моральных устоев. Ведь те актрисы, которыми восхищаются миллионы простых американок, подают дурной пример своим аморальным поведением! Бергман, оказывается, ни много ни мало – «пятно на флаге страны»!

Она играла и безработных, и проституток. Ее предупреждали: «Можете погубить свою карьеру, если будете всё время разной», – ее это не останавливало

Такое дико читать, но для Америки 50-х это было вполне в духе времени. Сравните с теперешними новостями – бракоразводные процессы знаменитостей лишь прибавляют им популярности. Да и не была Ингрид Бергман американкой, всю жизнь она оставалась шведской подданной, но она стала настолько «своей» в Голливуде, ее образ был настолько востребован и полюблен публикой, что развод с мужем и роман с Росселини едва не поставили жирный крест на ее актерской карьере.

В Голливуд она попала, став самой популярной шведской киноактрисой. До того – королевский драмтеатр, дебютные роли в кино. Наверное, в выборе профессии сказалось увлечение ее отца, который израсходовал сотни метров пленки, снимая дочь на любительскую камеру и предлагая ей разыгрывать мини-спектакли.

Самым известным ее фильмом был «Интермеццо» – немудреная лента о любви учительницы музыки к великому скрипачу. Римейк этого фильма и решил сделать в Америке знаменитый продюсер Дэвид Селзник и, недолго думая, пригласил на ту же роль ту же актрису – очень по-американски.

Надо отметить, что Голливуд остро нуждался в смене имиджа главных героинь. Хищные, алчные и чувственные стервы а-ля Бетт Дэвис уже порядком приелись, и требовались какие-то новые веяния. Скандинавия традиционно была поставщиком кадров для Голливуда, стоит вспомнить хотя бы потрясающий успех Греты Гарбо. Требовалось нечто в этом же роде: арийская внешность, пышущая здоровьем красотка, трогательная и невинная.

Ингрид Бергман чудесно укладывалась в этот стереотип. Ее главные роли успешно эксплуатируют именно наивность героини и ее неприспособленность к выпавшим на ее долю тяжелым испытаниям, которые она, обнаружив в своем характере скрытые резервы, преодолевает, несмотря ни на что. Таковые ее роли в фильмах Хичкока «Завороженный», «Дурная слава», «Под знаком Козерога». Хичкок всегда любил снимать в своих лентах роскошных блондинок, с которыми происходили крайне неприятные вещи, и Бергман навсегда вошла в хичкоковский пантеон.

Самая известная ее роль – в «Касабланке» в паре с Хэмфри Богартом. Романтическая любовная история на краю цивилизации, нацистская оккупация, борьба между чувством и долгом – всё это сыграно Бергман так, как будто она просто припоминает происходившие с ней в реальности события.

Вторая знаменитая роль – в триллере «Газовый свет». Наивная жертва, шаг за шагом узнающая страшную правду и находящая в себе силы противостоять злу, – эта роль как будто специально написана для Ингрид Бергман, за нее она и получила очередного «Оскара».

Следует отметить, что в выборе ролей Бергман иногда рисковала. Снималась она много, не брезгуя проходными картинами, которые какое-то время держались в прокате лишь благодаря ее участию. И выбранный для нее продюсерами имидж явно начинал тяготить актрису. Она играла и безработных, и проституток. Ее предупреждали: «Можете погубить свою карьеру, если будете всё время разной», – ее это не останавливало.

Дважды войти в ту же реку

Бергман была замужем, брак казался удачным, но каким-то пресным
Бергман была замужем, брак казался удачным, но каким-то пресным

Карьера действительно чуть не была загублена, но по личным обстоятельствам. Бергман была замужем, брак казался удачным, но каким-то пресным. Сначала ей, наверное, действительно хватало домашнего уюта – ведь в детстве она теряла всех, кого любила, одного за другим: сначала умерли родители, потом тетя, у которой она воспитывалась.

Переезд вместе с мужем в Голливуд и счастливую семейную жизнь нарушила встреча с итальянским режиссером Роберто Росселини, у которого Бергман захотела сниматься. Росселини был странным творцом. Снимавший жесткие и бескомпромиссные неореалистические фильмы «Рим – открытый город», «Германия, год нулевой», в жизни он был известным повесой и плейбоем.

Бергман уходит к Росселини, переезжает к нему в Италию. Он ставит условие, что она снимается только у него, и Бергман приходится отказывать таким мэтрам, как Феллини и Висконти. Несколько фильмов Росселини с ее участием не имеют коммерческого успеха, и кажется, что звезда Бергман потихоньку клонится к закату.

Брак распался, Ингрид снова возвращается в Америку, где ее фильмы так недавно бойкотировали, и в 1956 году получает третьего «Оскара» за роль в фильме «Анастасия» – романтизированной биографии псевдокняжны, якобы чудом спасшейся от большевиков. Этот сюжет становится «бродячим», по его канве уже сняты несколько фильмов и даже анимация.

Третий брак – тоже недолговечный, но более успешный, чем первые два – соединил её с продюсером Ларсом Шмидтом. По крайней мере это решило финансовые проблемы, столь нетипичные для жизни кинозвезды. А ведь еще в Италии Бергман жаловалась в письмах друзьям, что она стеснена в средствах и не может толком одеть детей.

Ее поздние роли не столь блистательны, как ранние – «Цветок кактуса», «Убийство в Восточном экспрессе», актриса много времени теперь отдает театру, ежегодно участвуя в новой постановке.

Уже в конце 70-х ее приглашает Ингмар Бергман в «Осеннюю сонату» – жесткий фильм о семейных трениях, мести, неразделенной и требовательной любви. Она играет известную стареющую пианистку, которая приезжает в гости к дочери, и та выставляет ей своего рода «счет» за всё, чего она была лишена из-за творческого эгоизма матери.

Удивительная судьба – неожиданный взлет американской карьеры, обструкция на грани травли, триумфальное возвращение к зрителям. Каждый настоящий актер – как и любой творец – меняет контекст культуры. С его появлением ее ландшафт меняется бесповоротно и уже непредставим без – в нашем случае – Ингрид Бергман.