14 ноября, среда  |  Последнее обновление — 09:56  |  vz.ru
Разделы

Как наша демократия перевоспитывает отечественную элиту

Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Что, раньше чиновники не «ляпали» нечто такое, что вызывало возмущение людей? Или до этого не было понятно, что некоторые «сидельцы» пользуются особыми преференциями? Конечно, и раньше все это было. Но кардинально изменились две вещи. Подробности...
Обсуждение: 17 комментариев

Коррупция и беззаконие, презрение и грубость – больше не норма

Сергей Худиев, публицист, богослов
Сами по себе надменные чиновники и коррумпированные правоохранители были и раньше, но то, что считалось неизбежным, как климат, стало восприниматься как зло преодолимое и потому нетерпимое. Почему так произошло? Подробности...
Обсуждение: 14 комментариев

Почему русский либерал стал охранителем

Владас Повилайтис, доктор философских наук, БФУ имени И. Канта
Двести лет назад родился первый и едва ли не единственный представитель четвертой власти в России. Прочие стремились к ней – он обладал. Но заплатил он за это большую цену, став синонимом едва ли не всего гнусного и темного в России. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

    В Калифорнии произошел самый разрушительный за историю штата пожар

    Самый разрушительный за всю историю штата Калифорния лесной пожар охватил почти 45 тыс. га. Пламя уничтожило несколько тысяч строений, эвакуированы более 300 тыс. человек, в округе Лос-Анджелес – 170 тысяч. Погибли более трех десятков человек, о судьбе 228 ничего не известно
    Подробности...

    В России отмечается День народного единства

    В воскресенье в России отмечается День народного единства. По традиции Владимир Путин в сопровождении религиозных лидеров возложил цветы к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади в Москве
    Подробности...

    Умер Николай Караченцов

    Народный артист России Николай Караченцов умер в одной из московских клиник за день до своего 74-летия. Караченцов снялся более чем в ста фильмах, на его счету около 20 постановок в «Ленкоме». В 2005 году он попал в ДТП, в 2017-м у него диагностировали рак легких. Скончался актер из-за отказа почек
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Нефть продолжила дешеветь после обвала во вторник
         |  vz.ru

        Читайте также

        Вера Камша: «Интерес к чудесному у людей неизбывен»

        «Мы начинаем писать в двух случаях. Если не можем иначе и если посредством творчества желаем самоутвердиться и (или) заработать…»
        Вера Камша    26 июня 2007, 15:20
        Фото: fantasy.ru
        Текст: Полина Ханбигян

        За последние несколько лет, начиная с 2004 года, у Веры Камши вышло восемь с половиной книг. Восемь с половиной, ибо предыдущая работа Камши «Зимний излом» вышла в двух томах. Все эти книги входят в единый цикл под названием «Отблески Этерны». Релиз обещает «сочетание альтернативной истории, фэнтези, приключенческих романов, детективов и сентиментальной прозы». Так это или нет, у писательницы выясняет литературный обозреватель газеты ВЗГЛЯД Полина Ханбигян.

        – На писательскую деятельность вас вдохновил Ник Перумов. Как вы считаете, насколько важно получить некий толчок для творчества?
        – Я бы сформулировала несколько иначе. Ник открыл для меня такой жанр, как фэнтези (до «Гибели богов» я подобную литературу не воспринимала), и явочным порядком отправил мой – отнюдь не предназначенный для публикации – опус в издательство.

        После чего и понеслось. Если б не он, я бы никогда не вздумала публиковаться, но сочинять, видимо, все равно бы стала. Только это, скорее всего, были бы исторические романы или детективы.

        «Написать про эльфов и гномов или про непобедимого варвара-бродягу или даже продолжить Толкиена – еще не значит стать популярным, тем более во всем мире »

        – Значит, писатель становится писателем независимо от того, есть ли у него вдохновитель?
        – Мы начинаем писать в двух случаях. Если не можем иначе и если посредством творчества желаем самоутвердиться и/или заработать. В первом случае, как мне кажется, вдохновитель вторичен. Никому не известно, какой именно камешек стронет лавину, да и важно ли это? Лавина уже дозрела и все равно раньше или позже обрушится. Внешний фактор тут особой роли не играет. Писать человек будет, а вот хорошо ли, плохо ли, попробует пробиться или станет работать в стол – это уже другая тема.

        Во втором случае все обстоит с точностью до наоборот. Автора стимулируют внешние факторы: хочется популярности, премий, тиражей, доходов – и он выбирает соответствующие ориентиры. И начинает творить.

        «Вдохновитель» как персона может быть, а может и не быть, причем роль этого вдохновителя часто аналогична той, что играла в судьбе Эллочки-людоедки заносчивая Вандербильдиха.

        Творчество здесь не цель, но способ заработать (что, безусловно, имеет право на существование) или же войти в «тусовку», стать публичным человеком.

        Отсюда откровенное или завуалированное клонирование имевших успех книг и идей, частая нехватка собственных, сетование на «неправильных» читателей и прочие изыски вроде патологической ненависти к тому же Перумову со стороны «продолжателей Толкиена», чьи вариации на средиземские темы так и остались широко известными в узких кругах.

        – Как вы думаете, чем объясняется популярность фэнтези во всем мире?
        – Тем же, чем объясняется популярность любой увлекательной литературы. Как известно, хороши все жанры, кроме скучного. Мир читает фэнтези, фантастику, мистику, детективы, исторические, военные и любовные романы, психологические драмы, юмористическую литературу, мемуары, биографии известных людей и так далее, и тому подобное.

        В этом смысле фэнтези – лишь одна из многих, при этом в ней, опять-таки как и в любом литературном направлении, есть как популярные и даже культовые вещи, так и те, что умирают, едва родившись.

        Обложка книги «Зимний излом»
        Обложка книги «Зимний излом»
        Написать про эльфов и гномов или про непобедимого варвара-бродягу или даже продолжить Толкиена – еще не значит стать популярным, тем более во всем мире.

        С другой стороны, фэнтези – литература подвига, поступка, выбора. Она показывает человека в критической ситуации, когда выясняется, «кто ты – трус иль избранник судьбы». Собственно говоря, «Баллада о борьбе» Высоцкого и является квинтэссенцией того, что многие ищут (и находят) в лучших образцах фэнтези, хотя само направление еще шире.

        Фэнтези, если не низводить его к упомянутым гномам и варварам, идущим из пункта А в пункт Б – в поучительном случае искоренять Мировое Зло, а в развлекательном просто побродить, подраться да пообладать красотками в бронелифчиках, – вбирает в себя гигантский пласт мировой литературы от древнейших сказаний до «Мастера и Маргариты».

        По сути фэнтези – это литература, в которой есть место тому, что не вписывается в сугубо материалистическую концепцию мира, а интерес к чудесному у людей неизбывен.

        – Жанр, в котором вы пишите, характеризуют как «историко-образное романтическое фэнтези». В ваших книгах много исторических сведений и параллелей.
        – Историей я интересуюсь чуть ли не сколько себя помню. Неинтересных периодов в мировой истории просто нет, каждая эпоха любопытна по-своему. Как и каждая страна.

        Другое дело, что вкусы и пристрастия у всех разные. Сейчас очень многие увлекаются Востоком – Японией, Индией, Китаем. Я признаю, что это великие цивилизации, отдаю им должное, но я по своим пристрастиям человек западный.

        – Какой раздел мировой истории вам кажется наиболее интересным?
        – Больше всего я копалась в английской истории времен Войны Роз и в наполеоновской эпохе, довольно много читала об античной Греции, благо мой хороший друг – довольно известный античник.

        Когда с подачи знакомых моряков я в середине 90-х занялась Колчаком, пришлось утонуть в истории последнего царствования и Первой мировой. Печальный был период и безумный. А вообще, если честно, мои исторические штудии привели к «леопардовому» результату: что-то знаю неплохо, а рядом красуется темное пятно.

        – Расскажите, пожалуйста, о ваших книгах, объединенных циклом «Отблески Этерны». Как появилась идея создания этого цикла?

        – Источников и составных частей у этого цикла много. Это и любимый мною авантюрно-исторический роман ХIХ века, и мемуары, и исторические исследования, и мой журналистский опыт.

        Так уж вышло, что я какое-то время занималась политической журналистикой и довольно прилично знала питерскую законодательную и исполнительную власть – и снаружи и изнутри. Сначала я никаких особенных закономерностей не замечала, а потом вдруг у меня стало возникать пресловутое дежавю.

        Депутаты и чиновники менялись, ситуации тоже, а ощущение того, что это мы уже проходили, крепло. Более того, опираясь на это подобие, довольно часто удавалось предсказать, как и чем закончится та или иная интрига.

        Дальше – больше. Я довольно активно участвовала в кампании за воздание должного выдающемуся полярному исследователю и замечательному флотоводцу Александру Васильевичу Колчаку.

        Пришлось поднять уйму литературы. И, к ужасу своему, я обнаружила, что сквозь черты министров, генералов, послов, комиссаров проступают до боли знакомые черты депутатов и чиновников.

        Я уже не могла читать исторические книги, абстрагируясь от своего журналистского опыта. Читаешь про графов или кардиналов, а перед глазами встает какой-нибудь Иван Иванович, подсиживающий Ивана Никифоровича.

        – Что же вас вдохновило на начало этого цикла?
        – Помните, как мисс Марпл раскрывала самые загадочные убийства, опираясь на свои наблюдения за жителями деревушки Сент-Мэри-Мид? Я в ОЭ пошла по сходному пути. То есть, сочиняя интриги в лучших традициях тайн мадридского (и не только) двора, я вовсю применяла «закон политического подобия».

        – В ближайшее время выходит ваша новая книга «Зимний излом – 2. Яд минувшего». Как получилось, что «Зимний излом» состоит из нескольких частей?
        – Книга вышла очень объемной и к тому же имеющей несколько кульминаций. Всунуть весь текст под одну обложку было невозможно технически. В издательстве пришли к выводу, что «Зимний излом», как и перумовскую «Войну мага», имеет смысл выпускать поэтапно. Я согласилась.

        – «Яд минувшего» завершает подцикл «Зимний излом» или он будет продолжаться?
        – Нет, «Зимний излом» закончен. Осталось «Сердце зверя» и обещанные читателям повести из мира Этерны. В частности, о юности Рокэ Алвы и Олафа Кальдмеера.

        – Во всех ваших книгах детально и динамично прописаны батальные сцены, что, наверное, можно считать большой редкостью для автора-женщины. Как вам удается настолько захватывающе описывать битвы?
        – Сейчас буду ругаться по женскому вопросу. Нет, я не феминистка, можно сказать, наоборот. Но терпеть ненавижу обобщения и штампы по половому, национальному, сословному и прочим, не учитывающим личность, признакам.

        В данном же вопросе возьму на себя смелость сказать, что детально и динамично, а тем более адекватно прописанные батальные сцены – вообще редкость. При этом в раннем историческом романе Марии Семеновой «Лебединая дорога» сражение с хазарами показано на порядок лучше, чем у ряда описывавших аналогичную эпоху писателей-мужчин.

        А недавно я проглядела книгу из серии «Русские полководцы» о Багратионе, написанную мужчиной. Книга такова, что, даже зная историю Наполеоновских войн, понять, что происходит, трудно, сражения же там или показаны резаными кадрами с диалогами, или вообще оставлены за кадром.

        Если говорить о фэнтези, то, по моему мнению, первая отечественная книга, в которой война показана грамотно, логично и сочно, армии передвигаются и действуют в соответствии с реалиями описываемого времени, а сражения не напоминают кучу-малу, – это «Кольцо Тьмы» Ника Перумова. Из зарубежного фэнтези могу вспомнить «Пропавший легион» Гарри Тертлдава, в меньшей степени Теда Вильямса с его Светлым Ардом.

        Обложка книги «Яд минувшего»
        Обложка книги «Яд минувшего»
        Обычно же мы имеем бестолковое мельтешение, в котором герой или героиня машет двуручником (хорошо, если не верхом), а потом подходит кавалерия (и хорошо, если не атакует вниз по склону на копья пехоты). Говорить о стратегии и тактике не приходится, а о таких вещах, как скорость передвижения армий и снабжение, вообще предпочитают не вспоминать.

        Вопросами на предмет того, что кушают размножившиеся орки, авторы фэнтези, вне зависимости от пола, как правило, не задаются. Так что я бы не делила баталистов от фэнтези на мужчин и женщин. Логичнее сказать, что ряд авторов пытается описывать войну, опираясь на жизненные реалии, и авторы эти по сравнению со сторонниками зрелищных, но совершенно невозможных боев в явном меньшинстве.

        – Вы разбираетесь в теории, тактике боя, средневековом оружии?
        – Какие-то знания у меня есть, я военной историей увлекаюсь с тех пор, как мне подарили (было мне тогда лет шесть) книжку Михаила Брагина о войне 1812 года.

        Называлась она «В грозную пору», и там были и карты сражений, и рисунки мундиров русской и французской армий. Я заболела. Потом был тот же Брагин, но для взрослых, Тарле, всяческие мемуары, затем батальные интересы пошли вглубь и вширь. Тем не менее я считаю себя в военной истории дилетантом.

        Для того чтобы прописать более или менее адекватную военную кампанию, мне приходится поднимать прорву книг, и все равно этого мало. Обычно работа идет следующим образом.

        Зная требуемый по сюжету исход военной кампании, намечается схема и выделяются узловые точки. Затем схема эта отдается на растерзание знатокам военной истории, как любителям, так и профессиональным историкам, которые высказывают свое мнение, причем не зная, что скажет коллега.

        В результате появляются несколько сценариев, которые методом последовательных приближений объединяются в один. Итог снова разбирается по косточкам, после чего рисуются карты. На этом «штабная» часть заканчивается, и на кости начинает наращиваться мясо. Здесь уже нужна помощь реконструкторов и мемуары, мемуары, мемуары…

        Если в стратегии и тактике я все же более или менее разбираюсь, то написать адекватно о том, что чувствуют люди на поле боя, можно, только опираясь на воспоминания тех, кто воевал, и на рассказы тех, кто пусть и не стоял на Бородинском поле, но держал в руке банник и знает, сколько весит солдатский ранец. Когда текст наконец готов, он предъявляется экспертам, и они его дерут так, как ни одному критику в голову не придет.

        Какие-то правки вносятся, какие-то отклоняются. И только после этого сражение считается готовым, ну а оружие… Когда я писала цикл статей о запасниках Эрмитажа, мне посчастливилось подержать в руках удивительное оружие. Ощущения незабываемые, хотя я не фехтовальщик и не стрелок. Знатоком себя, однако, не считаю, тем не менее вынуждена заметить, что для многих моих героев средневековое оружие неактуально. У них в ходу шпаги, пистолеты и мушкеты.

        – Кто из созданных вами героев вам самой наиболее нравится и почему?
        – Есть герои, которые мне нравятся как люди. Есть герои, которые мне кажутся удачными как персонажи, но при этом лично мне несимпатичны. Иногда эти категории совпадают, иногда – нет.

        Своей двойной удачей считаю Шандера Гардани, Обена Трюэля, кардинала Евгения, Маргариту, Эдмона и Сандера Тагэре, Рито Кэрну, Онорину, Гварского Лося, Эдона Доаделлина, Руди Ротбарта, Барболку Чекеи, Диамни Коро и Лентиро Сальегу. Ну и философского жаба с Гибом, и лошадок из «Боярышника». Про героев основного цикла «Отблесков Этерны» не стану говорить из вредности, и так из-за них читатели уйму копий переломали.

        А самой крупной удачей без симпатии является Великий Чичирр. Воробей, ставший волею судеб драконом, но сохранивший как воробьиные мозги, так и мелкую, злобненькую душонку. Подобных прыжков из грязи в князи я в начале 90-х повидала более чем достаточно. Забавно, что именно этот герой угодил на обложку сборника современной русской фантастики, вышедшего в Польше. Видимо, свои чичирры имеются и там.

        – Творчество каких авторов вам близко? Кого из авторов фэнтези вы считаете лучшим в этом жанре?
        – Близко в смысле движения в одном направлении или близко в том смысле, что не оставляет равнодушным? В первом смысле мне близки авторы, которые стараются придерживаться историзма и логики. Первым я бы назвала Гарри Тертлдава с «Хрониками пропавшего легиона».

        Если говорить о втором, то большинство авторов, которых я могла бы перечислить, писали и пишут не фэнтези. Из тех же, кто работает именно в этом направлении, могу назвать все тех же Перумова и раннего Тертлдава, раннюю же Семенову и Пола Андерсона, к сожалению покойного.

        Говорить о лучших еще труднее, так как это очень субъективно. Для меня в русскоязычном фэнтези безусловным лидером является Перумов, в зарубежном – Мартин и Сапковский.

        – С кем из авторов, работающих в стиле фэнтези и фантастики, вы поддерживаете отношения?
        – Летом будет 12 лет, как я познакомилась с Перумовым, так что можно сказать, что нужное количество соли мы съели. И что наша дружба прошла проверку и временем, и несогласием по некоторым вопросам, и советами, и доносами «доброжелателей».

        Я считаю своими друзьями Элу и Сергея Раткевич, правда с Сергеем мы никак не можем встретиться вживую, выручает Интернет. Наше знакомство с Элой, как и со многими другими людьми, без которых я сейчас не мыслю своей жизни, началось с Ричарда Третьего, из-за которого она и пришла на мой сайт. Очень скоро выяснилось, что у нас много общего. В конце концов, Эла и Сергей написали продолжение моего «Боярышника», избавив героев от уготованной мною несправедливой судьбы. Раткевичи вообще очень добрые люди, не то что я.

        Через Раткевичей я узнала и других рижан – Владимира Серебрякова и Андрея Уланова. Андрей теперь постоянный обитатель нашего военно-исторического подфорума и его истинное украшение. А еще я очень люблю Настю Парфенову, она удивительно светлый и талантливый человек.

        На последнем «Страннике» мы нашли общий язык с Владимиром Свержиным и Виталием Зыковым, ну а к полковнику Злотникову плохо относиться просто невозможно. Чертовски обаятельный человек, настоящий имперец и замечательный рассказчик, так что каждая встреча с ним – это маленький праздник.

        Не помню точно, когда и как я познакомилась с Алексеем Пеховым, кажется, он мне просто написал, но с тех пор мы регулярно общаемся, причем после моего замужества и женитьбы Алексея это общение ведется на дважды семейном уровне. Пехов меня познакомил с Романом Афанасьевым, а с Ольгой Громыко как-то все вышло само собой. Уж такой она человек.

        – Вы принимаете участие в писательских конференциях, например в Росконе. Как вы думаете, какова главная цель подобных мероприятий?
        – Я традиционно бываю на питерском «Страннике», трижды была на Росконе и один раз на «Звездном мосту». Какова главная цель подобных мероприятий – определить не берусь, для меня же это общение с людьми, которых в другом месте и в другое время не встретишь. Каких-то деловых или литературных бонусов лично я для себя не вижу, но заряд от дружеских посиделок получаю на месяцы вперед.

        – По книгам в стиле фэнтези проводится много ролевых игр. Играют ли ролевики по вашим книгам? Участвовали ли вы в ролевых играх?
        – Играют. Было несколько полевых ролевых игр, сейчас, насколько мне известно, готовятся еще две. Кроме того, постоянно идут сетевые ролевки, народ регистрируется под именами персонажей и развлекается как может. Знаю, что в Екатеринбурге идет перманентная ролевая игра, участники которой даже в реальной жизни называют себя кэртианскими именами и по возможности находятся в образе. А последнее достижение – проходящая на «Дневниках» интернет-конференция героев ОЭ, отвечающих на поступившие вопросы. Выглядит очень весело.

        Сама я не ролевик, хотя среди моих друзей есть ветераны ролевого движения. Правда, они по Кэртиане не играют, зато поют.



        ← На главную страницу Письмо в редакцию Подписка на новости
         
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............